Домой Теоретические знания Асфальтобетонные смеси

Асфальтобетонные смеси

Состав асфальтобетона и государственные стандарты

Плотность асфальтобетона, ГОСТ которого определяет качество материала и обозначается следующими цифрами: 9128-2009, — была упомянута выше. Однако специалистам следует знать еще и о составе. Покрытие имеет гравий или мелкий щебень среди ингредиентов, которые измельчены и представляют собой крошку. В составе есть и песок.

Как было упомянуто выше, битум выступает в роли смолоподобного продукта, который скрепляет компоненты между собой. Однако для этого материал нужно довести до разогретого состояния. Это определяет и технологию укладки асфальтобетона. Но сегодня существует технология, которая позволяет получать битум с вязкостью до +5 °С. Нефть перерабатывается современными способами, что позволяет получать жидкий битум, не застывающий до критически низких отметок температуры. Обычно это значение равно -30 °С.

bc4aebfb2ab808bd461ddd1d0d3d8266.jpg

Плотность асфальтобетона (т/м3) составляет 2,35. Но это значение – не единственное, о котором следует знать профессионалам. Например, содержание минеральных веществ подразделяется на три значения:

  • группа А: от 50 до 60% (щебень или гравий);
  • группа Б: от 40 до 50% (минеральные вещества);
  • группа В: от 30 до 40% (щебень или гравий).

Фракционность щебня регламентируется техническими условиями. В соответствии с ними материал изготавливается с использованием щебня, зернистость которого может изменяться от 10 до 20 мм. Такой состав используется для формирования верхнего слоя полотна. Технология является традиционной и применяется сегодня повсеместно, однако в смесь могут быть добавлены полимеры.

Проектирование

Состав устройства покрытия из асфальтобетона подбирают исходя из назначения: улица в небольшом городе, скоростное шоссе и велосипедная дорожка требуют разного асфальта. Чтобы получить лучшее покрытие, но при этом не перерасходовать материалы, используют следующие принципы подбора.

Основные принципы

  • Зерновой состав минерального ингредиента, то есть, камня, песка и порошка, является базовым для обеспечения плотности и шероховатости покрытия. Чаще всего используют принцип непрерывной гранулометрии, и только в отсутствие крупного песка – метод прерывистой гранулометрии. Зерновой состав – диаметры частиц и правильное их соотношение, должны полностью соответствовать ТУ.

Смесь подбирают таким образом, чтобы кривая, помещалась на участке между предельными значениями и не включала переломов: последнее означает, что наблюдается избыток или недостаток какой-то фракции.

  • Различные типы асфальта могут формировать каркасную и бескаркасную структуру минеральной составляющей. В первом случае щебня достаточно, чтобы камни соприкасались друг с другом и в готовом продукте образовывали четко выраженную структуру асфальтобетона. Во втором случае камни и зерна крупного песка не соприкасаются. Несколько условной границей между двумя структурами выступает содержание щебня в пределах 40–45%. При подборе это нюанс нужно учитывать.
  • Максимальную прочность гарантирует щебень кубовидной или тетраэдральной формы. Такой камень наиболее износостоек.
  • Шероховатость поверхности сообщает 50–60% щебня из труднополируемых горных пород или песка из них. Такой камень сохраняет шероховатость естественного скола, а это важно для обеспечения сдвигоустойчивости асфальта.
  • В общем случае асфальт на основе дробленного песка более сдвигоустойчив, чем на основе карьерного благодаря гладкой поверхности последнего. По тем же причинам долговечность и стойкость материала на основе гравия, особенно морского меньше.
  • Избыточное измельчение минпорошка ведет к повышению пористости, а, значит, к расходу битума. А таким свойством обладает большинство промышленных отходов . Чтобы снизить параметр, минеральный порошок активируют – обрабатывают ПАВ и битумом. Такая модификация не только снижает содержание битума, но и повышает водо- и морозостойкость.
  • При подборе битума следует ориентироваться не только на его абсолютную вязкость – чем она выше, тем выше плотность асфальт, но и на погодные условия. Так, в засушливых районах подбирают состав, обеспечивающий минимально возможную пористость. В холодных смесях, наоборот, снижают объем битума на 10–15%, чтобы снизить уровень слеживаемости.

Подбор состава

fe050d96910967f13a61a564a48f138c.jpgПроцедура подбора в общем виде одинакова:

  • оценка свойств минеральных ингредиентов и битума. Имеется в виду не только абсолютные показатели, но их соответствие конечной цели;
  • вычисляют такое соотношение камня, песка и порошка, чтобы эта часть асфальта обретала максимально возможную плотность;
  • в последнюю очередь вычисляют количество битума: достаточное, чтобы на базе выбранных материалов, обеспечить нужные технические свойства готового продукта.

Сначала проводят теоретические расчеты, а затем – лабораторные испытания. В первую очередь, проверяют остаточную пористость, а затем – соответствие всех остальных характеристик предполагаемым. Расчеты и испытания проводят до тех пор, пока не будет получена смесь, полностью удовлетворяющая тех заданию.

Как и всякой сложный строительный материал АБ не имеет однозначных качеств – плотности, удельного веса, прочности и так далее. Его параметры определяют состав и метод приготовления.

.

Виды

Растворы классифицируют, согласно нескольким параметрам. Классификация зависит от особенностей компонентов, содержащихся в асфальтобетонных смесях. Различают четыре типа растворов. Классификация асфальтобетонных смесей выглядит так:

  1. По наличию минеральной составляющей. Растворы классифицируют в зависимости от того, какой тип составляющей используется при изготовлении. Существуют разные типы компонентов, входящих в состав асфальтобетонной смеси. Например, для типа А характерно пятидесятипроцентное содержание щебня в растворе.
  2. По размеру минеральных зерен составы бывают трех типов: песчаная (зерна для песчаной смеси должны быть менее пяти миллиметров), крупнозернистая (зерна менее сорока миллиметров) и мелкозернистая асфальтобетонная смесь (зерна размером менее двадцати миллиметров).
  3. В зависимости от используемого стройматериала, смесь бывает песчаная, гравийная и щебеночная.
  4. Температура также влияет на технические характеристики растворов. Классификация производится согласно температуре, которая зафиксирована в то время, когда происходила укладка смеси. Различают две разновидности: горячие асфальтобетонные смеси и теплые асфальтобетонные смеси. В частности, при распределении холодная асфальтобетонная смесь должна иметь температуру около 5°С, горячая – не ниже 120°С.

Подготовка компонентов

Перед началом производства асфальта подготовленный материал просушивают и просеивают. Песок, горные породы и щебень поступает на производство чаще всего во влажном состоянии. Наличие воды в составе грозит снижением прочностных характеристик будущего асфальта, а также разбрызгиванием нагретой до высокой температуры битумной смеси при попадании на нее влаги.

Все поступившие на завод материалы просушивают при температуре 150 градусов. Просеивание осуществляется с использованием грохота. Минеральный наполнитель измельчают в дробилке до состояния порошка. В зависимости от технологии, просушка может быть одинарной или двойной. Повторное избавление от влаги может проходить после просеивания и дробления.

Влияние материалов на качество покрытия

8ab21501a22f9eab51ae25349df879dd.jpgТолщина укладки зависит от целей использования асфальтобетонного покрытия.

Главным нюансом при операциях, связанных с укладкой асфальтовых покрытий, является правильный и точный выбор материалов. Чтобы не приходилось постоянно выполнять ямочный ремонт, необходимо отнестись к данному вопросу внимательно

Иначе заделка трещин в асфальтобетонном покрытии станет вечной проблемой. Все слои важно выполнять при помощи асфальтоукладчика в одно время. Это оказывает большое влияние на качество дорожки

Несмотря на то, что классический бетон отличается неплохой прочностью, этот показатель можно улучшить. Самым популярным методом является использование особых типов строительной мастики для асфальта. Данные мастики содержат в себе битумные эмульсии и резиновые полимеры. Обычная битумная мастика применяется лишь в горячем состоянии, а вот эмульсию используют в охлажденном состоянии. Мастики способствуют лучшей герметизации трещин на поверхности покрытия. Это не дает просочиться внутрь воде и предотвращает разрушение полотна.

Период эксплуатации дорожного полотна зависит не только от состояния материалов, но и от оформления дорожной одежды. Один и тот же тип асфальтовой смеси может по-разному повести себя на различных типах основания. На дорожках и трассах, находящихся на цементно-бетонном основании, со временем появляются трещины. Происходит это по причине несоответствия теплофизических характеристик. Основание из щебня не грозят такими осложнениями, но они могут давать определенную усадку всей дорожки.

Добавки

Чтобы улучшить готовый состав, в процессе приготовления в него могут добавлять дополнительные компоненты, которые условно делятся на две группы:

  • Специализированные добавки. К ним относятся особые смеси (стабилизаторы, пластификаторы и другие), которые помогают улучшить характеристики готового покрытия. Стоимость таких компонентов значительно выше, чем более простого сырья.
  • Отходы. В качестве добавок может быть использовано вторичное сырье. Например, в АБ нередко добавляют серу, волокна асбеста или резины, полимеры и минералы.

Благодаря волокнистым добавкам смесь остается однородной, а горячий битум удерживается на щебне. Благодаря этому удается предотвратить процесс расслоения готового покрытия. Если говорить о наиболее популярных и дешевых дополнительных компонентах, то чаще всего в строительстве из АБ применяется фибра из целлюлозы (может быть в виде волокон или гранул, изготовленных из них). Этот материал надежно защищает от сегрегации.

Самой лучшей целлюлозной присадкой принято считать состав «VIATOP 66» от немецкого производителя JRS. Эта добавка обладает трехмерной структурой. «Виатоп» состоит из 66% целлюлозного волокна и 34% битума. При ее применении повышаются эксплуатационные характеристики асфальтобетона. Поэтому такие покрытия часто используются при строительстве автомагистралей. Использование такой присадки (стоимость одной тонны продукта составляет примерно 40 000 рублей) помогает в 5 раз увеличить продолжительность «жизни» дорог. Таким образом, снижается себестоимость общих работ.

c3514377bab78c023153153e6daf937e.jpg

Нередко используется и минеральный порошок, который придает битуму лучшие вяжущие характеристики. Этот состав, с очень малыми размерами гранул (не более 0,074 мм) заполняет все пустоты, которые образуются между элементами каменного наполнителя. Благодаря этому значительно снижается трение.

Минеральный порошок добывается из систем пылеуловителей, которые устанавливаются на металлургических и цементных предприятиях. В процессе обработки золошлаковых смесей и обработки шлаков металлургии образуется этот компонент, который успешно используется при подготовке дорожных покрытий.

Алюминий, асбест, асфальт, ацетон, аммиак вес

Азотная кислота концентрированная

м3

кг

Алюминиевомедномагниевый сплав с никелем АЛ1

м3

кг

Алюминиевокремниевый сплав АЛ2;Алюминиевокремниевомедный сплавс магнием и марганцем АЛ4

м3

кг

Алюминиевокремниевый сплав с медью АЛ6;Алюминиевокремниевомедный сплавс магнием и марганцем АЛ3

м3

кг

Алюминиевокремниевый сплав с медью и магнием АЛ5

м3

кг

Алюминиевомедный сплав АЛ7

м3

кг

Алюминиевомагниевый сплав АЛ8

м3

кг

Алюминиевокремниевый сплав с магнием АЛ9

м3

кг

Алюминиевомедный сплав АЛ12 с 8% медью

м3

кг

Алюминиевомедный сплав АЛ12 с 12% медью

м3

кг

Алюминиевомагниевый сплав с кремниеми марганцем АЛ13

м3

кг

Алюминий листовой

м3

кг

Аммиак водный 25%

м3

кг

Антисептик (натрий кремнефтористый технический)

м3

кг

Асбестовая бумага теплоизоляционнаятолщиной 0,65 мм БТ-0,65

м3

кг

Асбестовая бумага теплоизоляционнаятолщиной 1,00 мм БТ-1,00

м3

кг

Асбестовая бумага теплоизоляционнаятолщиной 1,50 мм БТ-1,50

м3

кг

Асбестовая бумага гидроизоляционнаятолщиной 0,65 мм БГ-М

м3

кг

Асбестовая бумага гидроизоляционнаятолщиной 0,65 мм БГ-К

м3

кг

Асбестовая бумага электроизоляционнаятолщиной 0,20 мм БЭ-0,2

м3

кг

Асбестовая бумага электроизоляционнаятолщиной 0,30 мм БЭ-0,3

м3

кг

Асбестовая бумага электроизоляционнаятолщиной 0,40 мм БЭ-0,4

м3

кг

Асбестовая бумага электроизоляционнаятолщиной 0,50 мм БЭ-0,5

м3

кг

Асбестовая бумага электроизоляционнаятолщиной 0,80 мм БЭ-0,8

м3

кг

Асбестовая бумага электроизоляционнаятолщиной 1,00 мм БЭ-1,0

м3

кг

Асбестовый картон (среднее значение от 900-1250)

м3

кг

Асбослюда

м3

кг

Асботекстолит

м3

кг

Асфальт (среднее значение от 1100-1500)

м3

кг

Асфальтобетонная смесь крупнозернистая плотная

м3

кг

Асфальтобетонная смесь крупнозернистая пористая

м3

кг

Асфальтобетонная смесь мелкозернистая тип А

м3

кг

Асфальтобетонная смесь мелкозернистая тип Б

м3

кг

Асфальтобетонная смесь мелкозернистая тип В

м3

кг

Асфальтобетонная смесь песчяная тип Д

м3

кг

Асфальтобетонная смесь литая

м3

кг

Определение

Асфальт делают из специальной смеси. Данный раствор применяют повсюду. С его помощью обустраивают трассы, площади, улицы и даже садовые дорожки. Однако существуют определенные нормы асфальтобетонного покрытия. Все это прописано в специальных ГОСТах. Там же указано и содержание асфальтобетонной смеси. Больше века данный ямочный состав остается без каких либо изменений:

  • Самое важно, обязательное присутствие битумного материала в качестве вяжущего компонента.
  • Обязательно наличие, в определенной дозировке, карьерного песка, а также минеральных добавок.
  • Последним необходимым компонентом является синтетически созданная присадка.

Когда только было начато пользование асфальтобетонным покрытием, применяемый битумный материал был природного происхождения. Однако в связи с его ограниченным количеством в природе, возникла необходимость в синтетическом аналоге. Данный аналог производят из отходов нефтепромышленности. Его используют и теперь.

Песок используют добытый в карьерах, а вот в качестве минеральных добавок применяют щебень, шлаки и дробленную скальную породу. Присадки применяют, чтобы повысить отдельные характеристики покрытия, такие как – морозостойкость, показатель вязкости и многое другое.

Сравнительная характеристика различных видов асфальтного покрытия

В зависимости от предназначения асфальтного покрытия используют разные виды дорожно-строительного материала.

Холодный асфальт сохраняет свои свойства даже в мороз до – 25 градусов С. Для укладки не требуется специальная техника и разогрева. Обладает эластичностью и прочностью, экологически чистый состав.

Горячий асфальт самый востребованный в дорожном строительстве. Для проведения работ требуется специализированная техника. Основными составляющими являются камень, щебень и связующие компоненты.

Литой асфальт обладает хорошей вязкостью, прочностью, долговечностью. Характеризуется отличной шумоизоляцией и сцепкой колёс автомобильной техники с дорогой. При повреждении поверхности можно легко и быстро отремонтировать. Хорошие эксплуатационные характеристики достигаются большими объёмами в составе соединения пластификаторов и вязкой смолы. Недостаток – требуется дорогостоящее оборудование для проведения работ.

Крупнозернистый асфальтобетон используется для нижних слоёв покрытия, потому что имеет жёсткую структуру. В состав входит асфальтовая крошка более 20 миллиметров.

Мелкозернистый асфальтобетон включает крошку размером до 20 миллиметров. Используется для укладки верхних слоев дорожного покрытия. Особенности: высокая прочность и не деформируется при перепадах температур.

Изменение асфальтобетона под действием современных технологий

Плотность асфальтобетона, согласно государственным стандартам, должна оставаться на прежнем уровне, однако качества материала неустанно улучшаются. Это обусловлено постоянно увеличивающимися нагрузками на дорожные покрытия, что привело к поиску современных материалов для улучшения качества. В итоге удалось создать литой асфальтобетон, о котором велась речь выше.

c25bd5519688bab436ae4a9e01cf8623.jpg

Он используется не только для строительства, но и ремонта дорог. Эта технология регулируется государственными стандартами Р 54401-2011 и предполагает монтаж смеси без уплотнения. Температура конгломерата при этом начинается от 190 °С, повышение данного уровня увеличивает пластичность. Составу свойственны такие особенности благодаря полимерным добавкам.

Литой асфальтобетон содержит в составе больше битума, а вот объем минералов уменьшается. Содержание фракции щебня до 5 мм составляет от ½ части общей массы до 0%. Смесь получается не столь зернистой, поэтому оказывается тягучей и не предполагает уплотнения.

Основные составляющие дорожно-строительного материала

Битум составляет 5-6 процентов в асфальтном соединении. Другими элементами являются гравий, песок и прочие добавки.

С помощью песка создаётся основание для равномерного распределения давления. Если в составе материала слишком мало его, щебень выдавливается наверх. Заполняют образовавшиеся пустоты песчаником или известняком.

Размер или фракция щебня влияет на выделение определённых видов асфальта:

  • Плотный (5 мм) – используется для создания верхнего слоя
  • Пористый материал – в основании покрытия.
  • Высокопористый (15-40 мм) – для возведения высоконагруженных трасс.

31936cb42054edbca95c3c494195936d.jpg

В асфальтобетонную смесь добавляют минеральные ингредиенты, влияющие на технические характеристики. В зависимости от их содержания выделяют три вида:

  • Группа А – процент содержания 50-60.
  • Группа Б – от 40 до 50 процентов.
  • Группа В – от 30 до 40 процентов.

Асфальт с доставкой

Расстояние в км Стоимость перевозки
руб/т с НДС (18%)
Расстояние в км Стоимость перевозки
руб/т с НДС (18%)
От 0 до 5 км 230 От 56 до 60 км 420
От 6 до 10 км 260 От 61 до 65 км 430
От 11 до 15 км 290 От 66 до 70 км 440
От 16 до 20 км 310 От 71 до 75 км 450
От 21 до 25 км 340 От 76 до80 км 460
От 26 до 30 км 360 От 81 до 85 км договорная
От 31 до 35 км 370 От 86 до 90 км договорная
От 36 до 40 км 380 От 91 до 95 км договорная
От 41 до 45 км 390 От 96 до 100 км договорная
От 46 до 50 км 400 От 100 км договорная
От 51 до 55 км 410

b6a58b68819f54406fd2e00ca7649118.jpg

Асфальтобетонная смесь

Асфальтобетонная смесь (асфальтобетон) — искусственный строительный материал, получаемый в результате отвердевания уплотненной асфальтобетонной массы, состоящей из песка, щебня (гравия), минерального порошка и битума. Асфальтобетон без крупного заполнителя (щебня) называют песчаным асфальтом (асфальтовым раствором).

Часто к основному составу асфальтобетона добавляют различные химические вещества для придания материалу уникальных свойств (морозостойкости, звукоизоляции, шероховатости поверхности изделия), повышения прочности, твердости. В качестве химических добавок используются разные материалы – резина, латексный материал, каучук, сера, зола. Изготовление асфальтобетона занимаются крупные асфальтобетонные заводы и мобильные станции. Асфальтобетон занимает одно из ведущих мест в современной строительной индустрии, поскольку является важнейшим материалом для устройства дорожных и аэродромных покрытий, ирригационных каналов, плоских кровель, гидротехнических сооружений.

К основным классификационным признакам асфальтобетонов относятся разновидность крупного заполнителя, вязкость битумов, размеры зерен щебня или гравия, структурные параметры, производственное назначение. В зависимости от вида крупного заполнителя асфальтобетонные смеси разделяют на щебеночные, гравийные и песчаные.

По вязкости применяемого битума и по температуре укладки асфальтобетонной массы в конструктивный слой они подразделяются на горячие, теплые и холодные. По наибольшему размеру зерен щебня или гравия горячие и теплые асфальтобетоны разделяют на крупнозернистые — размер зерен до 40 мм; мелкозернистые — до 20 мм; песчанные — размер зерен до 5 мм (иногда 3 мм). Холодные асфальтобетоны смеси могут быть только мелкозернистыми или песчаными. Кроме того, горячие и теплые асфальтобетоны в зависимости от использования их в дорожной конструкции разделяют на плотные, пористые и высокопористые.

Типы асфальтобетонных смесей

Плотные дорожные асфальтобетоны в зависимости от содержания в них крупного или мелкого заполнителя подразделяют на пять типов: А, Б, В, Г, Д. Так, например, тип А содержит от 50 до 65% щебня; тип Б — от 35 до 50% щебня или гравия; тип В — от 20 до 35% щебня или гравия. Плотные горячие и теплые асфальтобетоные смеси подразделяют на три марки — I, II, III в зависимости от качественных показателей.

По производственному назначению различают асфальтобетоные смеси дорожные, аэродромные, гидротехнические, для плоской кровли и полов. По технологическим признакам асфальтобетонной массы в процессе ее укладки и уплотнения асфальтобетоны и растворы разделяют на жесткие, пластичные и литые. Для уплотнения жестких и пластичных масс применяют тяжелые и средние катки. Литую асфальтобетонную массу часто уплотняют специальными валками, легким катком или не уплотняют.

Купить асфальтобетонную смесь

«Спецстройматериалы» предоставляет возможность купить асфальтобетонную смесь высокого качества по доступным ценам от крупнейшего производителя. За дополнительной информацией и осуществлением заказа рекомендуем обратиться к специалистам нашей компании.

Изготовление асфальта в домашних условиях

Приготовление смеси бетона и асфальта считают сложным процессом. Однако существует огромное количество людей, готовых на эксперименты. Такие смеси не удастся применить для трасс, однако для оформления асфальта дома они вполне подойдут.

Классический метод

1be2cb34fcd34da3c46d5ada7dee658d.jpgДобавка делает холодный асфальт более прочным.

Для изготовления асфальтобетонного покрытия необходимы песок, битумный материал (смола), а также мелкий щебень. Из инвентаря понадобятся большая емкость и ведро. Для варки смеси асфальта лучше использовать костер, это дешевле и безопасней.

Помещаем в емкость песочно-щебневые добавки в пропорции 2 к 1 и тщательно размешиваем. Добавляем воду и помещаем емкость на огонь. В то же время начинаем подготовку битумной добавки. Здесь понадобится металлическое ведро. Над огнем необходимо растопить битумную смолу в ведре. Когда добавки смеси в обеих емкостях вскипели, их можно смешать. После смешивания снова возвращаем емкость на огонь и продолжаем кипятить до того момента, пока вода полностью не выкипит. Поверхностная отделка бетоном выполняется, пока раствор горячий.

Применение старого покрытия

Данный метод применяется как для того чтобы создать новое полотно, так и с его помощью можно выполнить ремонт асфальтобетонного покрытия. По большей части процесс работ схож с предыдущей методикой, однако имеются отдельные нюансы.

  • Старое покрытие снимается при помощи кувалд, щебневую подушку не разбирают.
  • Покрытие подлежит дроблению на мелкие фракции.
  • Раздробленное покрытие заливают водой и плавят в емкости на огне.
  • После этого поверхностная работа продолжается по предыдущей методике.

Метод работы с холодным асфальтом

Подойдет, если есть необходимость не ямочный ремонт производить, а оформить большую площадь. Свою популярность данный метод завоевал относительно недавно, примерно лет 5-10 назад. По принципу работы напоминает холодную сварку. Одним из основных компонентов является специальный битум, который позволяет выполнять весь необходимый процесс даже при отрицательных температурах.

Его недостатком считают немаленькую стоимость. Но в случаях отсутствия возможности монтировать по классическим методам, холодный асфальт является отличной альтернативой.

Укладка асфальтобетонных смесей

Устройство асфальтобетонного слоя в первую очередь зависит от качества укладки смеси с соблюдением заданных параметров толщины, продольного и поперечного уклонов. Окончательное уплотнение асфальта производится катками, чтобы избежать дефектов покрытия. От качества уплотнения зависит структура асфальтобетона, воспринимающая транспортные нагрузки, противодействующая атмосферным воздействиям весь срок службы покрытия.

Процесс уплотнения асфальтобетона заключается в перегруппировке расположения минеральных зерен при внешнем механическом давлении на них. Пустоты между крупными зернами заполняются более мелкими частицами. При этом происходит выжимание свободного битума и вытеснение воздуха, что ведет к снижению пористости асфальтовой смеси.

После уплотнения покрытие обретает повышенную прочность и водонепроницаемость. Результат уплотнения смеси характеризуется коэффициентом уплотнения асфальта, норматив которого нормируется в зависимости от состава и технических требований. Для асфальтобетонных составов типов А или Б придерживаются коэффициента не ниже 0,99. Считается, что автомобильное движение при эксплуатации автодороги доуплотнение покрытия не производит.

Это важно! Стоимость работ по уплотнению асфальтосмеси составляет всего лишь 3% от всей стоимости строительных работ, однако рост степени уплотнения только на один процент способствует повышению прочности не менее, чем на 15%. .

Подготовительные работы

86e011ada6d70478b53bb4ebc0edb557.jpgКонструкция асфальтобетонного покрытия.

Неважно, что вы будете делать, начать необходимо с разметки территории. Нужно точно определиться, в каком именно месте будет находиться дорожка

Предварительно также стоит выполнить дренажные и сливные системы. Подземные конструкции к моменту покрытия дорожек покрытием должны быть установлены.

Во время подготовительных операций немаловажно будет принять решение об асфальтобетонном покрытии, точнее будет сказать, о материалах данного покрытия. Если пешеходными асфальтобетонными покрытиями периодически будут пользоваться автомобилисты, то желательно сделать специальный гравийно-щебеночный слой шириной около 15 сантиметров. Ширина поверхностного слоя покрытия тогда будет колебаться от 5 до 6 сантиметров. При асфальтобетонных покрытиях на АЗС ширину гравийного слоя делают около 30 сантиметров. Верхний слой асфальта укладывается примерно в пару слоев.

Когда дорожка будет размечена, начинают копать траншею под него. Зачастую уличное покрытие и тротуарные площадки выполняют на одной высоте, из-за этого почву убирают на всю ширину асфальтового «пирога». Технология монтажа скоростных трасс немного отличается, однако ее мы разбирать не будем.

После того как поверхностная почва была убрана, траншею необходимо тщательно утрамбовать. Выполнить это можно с помощью катка. Если предусмотрены бордюры, то лучше их установить именно на данном этапе. Асфальтный «пирог» будет в такой своеобразной опалубке из бордюров. Также можно выполнить специальные канавы для отвода воды.

Далее технология предусматривает асфальтобетонные процессы по формированию щебневого слоя. Для тротуаров хватит одного шара, если необходим более мощный бетон, то щебень укладывают в несколько слоев.  Нижний пласт является особым дренажом для грунтовых вод. Его выполняют из крупного щебня. Дальнейший пласт поможет распределить давление на поверхность асфальта.

Последняя обработка пластов отсыпки заключается в формировании последнего щебневого слоя мелкой фракции. Он поможет сделать всю подушку прочной и монолитной.  Каждый из слоев подлежит тщательному трамбованию. Если асфальтобетонные покрытия будут подвергаться серьезному давлению, то утрамбовывают щебень при помощи катка минимум 6 раз. Во время данной операции, должна дополнительно проходить обработка водой щебня.

Применение холодного асфальта

cfe82ca793796402ee5b6a0b6f83cbbf.jpg

В тех местах, где доставка горячего стройматериала для ремонта или строительства трассы невозможна, используется холодная укладка асфальтобетонного покрытия. Технология такого строительства дорог отличается меньшими рабочими температурами нагрева смеси (асфальт нагревают до 100 градусов). Для придания дороге достаточной прочности используют полимерные составы.

Перед укладкой рабочие нагревают не только асфальтобетон, но и место планируемой укладки. В зависимости от сорта, дорогу можно делать даже при заморозках.

Одним из достоинств холодной укладки является длительный срок хранения материала для строительства дорог. В отличие от обычного асфальтобетона, морозоустойчивый асфальт можно укладывать спустя несколько недель. Однако есть у такого материала и существенные минусы, а именно:

  1. Прочность меньше в 2 раза, по сравнению с классической асфальтобетонной смесью.
  2. Материал имеет высокую цену в результате добавления в его состав дополнительных защитных компонентов.
  3. Технология укладки усложняется, что приводит к удорожанию дорожного покрытия.
  4. Не выдерживает большие нагрузки. Запрещено движение транспорта массой свыше 3,5 тонн.

Для трамбовки холодного асфальта используется виброплита, а окончательная укладка происходит спустя время, когда в процессе эксплуатации автомобили будут передвигаться по готовой трассе, тем самым приминая покрытие.

Битум

Первоначально битум обладал всеми свойствами смолы. Это означает, что вяжущий вид и скрепляющую консистенцию он получает только в разогретом виде. Однако, сегодня в строительстве есть разные виды таких смесей:

  • Горячие. Так называемые дорожные битумы, которые укладывают при температуре не ниже +120 градусов. Могут быть жидкими или вязкими.
  • Холодные. Это особый вид битумных смесей, которые могут быть в виде праймера (битум смешивается с растворителем) или эмульсии (основной компонент соединяется с эмульгатором и водой). Такие битумы можно укладывать при температуре до +5 градусов.

8ca5a3cd9778ae43c5cc02a51b0817cc.jpg

Полезно! Кроме этого, сегодня разработали особый вид битума, который не застывает даже при -30 градусах и составы на полимерно-битумной основе. Однако из-за высокой стоимости, они не пользуются большой популярностью. Кроме этого такие смеси регламентируются не ГОСТ, а ТУ.

261b0972e6873cdff81aa26992eb48c4.jpg

Если говорить о битумных составах, то их свойства должны отвечать ГОСТ 22245 (если речь идет о жидких составах – ГОСТ 11955). В соответствии с требованиями в смеси для укладки дорожного или любого другого полотна должно присутствовать определенное процентное соотношение битума. Например:

  • Для пористого основания содержание битума (по массе) должно быть в пределах 3,5-5,5%.
  • В высокопористых щебеночных смесях вяжущего вещества должно быть от 2,5 до 4,5%.
  • В высокоплотных и плотных составах должно быть не менее 4,0%, но и не больше 6,0%.

При большем содержании гравия или щебня эти значения могут составлять от 4,5 до 9% в зависимости от объема и качества каменного наполнителя. Более точная масса битума зависит от категории каменного наполнителя.

Достоинства асфальтобетона

dbda1ccacaabd070c96e10183a31a235.jpg

В наше время из общего протяжения дорог в России более 60 процентов сделаны из асфальтобетонного покрытия. Такая популярность материала для обустройства дороги объясняется следующими его достоинствами:

  1. Медленное изнашивание.
  2. Высокая устойчивость к нагрузкам.
  3. Устойчивость к перепадам температуры и воде.
  4. Легкий демонтаж и чистка.
  5. Возможность использовать материал вторично.
  6. Пониженная вибрация во время движения транспорта по дороге.

Работа асфальтобетонного покрытия заключается в снижении вибрации, которая создается в результате движения тяжелого автомобильного транспорта. Такое дорожное полотно позволяет снизить шум от колес, а также способствует плавному и спокойному движению потока машин.

Строительство дорог из асфальтобетонного покрытия можно осуществить поточно-скоростным способом при помощи комплексного механизированного процесса.

Асфальтобетон укладывают на дорогу с уклоном не более 60 процентов. При уклонах, превышающих 40 процентов, покрытие делают более шероховатым, чтобы обеспечить достаточное сцепление с шинами автомобиля. Поперечный уклон асфальта должен быть в пределах 15-20 процентов.

Достоинства и недостатки асфальтобетонных покрытий

Асфальтовое покрытие дорог и тротуаров является механической смесью наполнителей — песка, гравия и щебня и вяжущего компонента – битума. Поэтому асфальтовой смеси присущи те же самые достоинства и недостатки, характерные другим однофазным системам, состоящим из нескольких химически нейтральных друг к другу составляющих. Единственное, что трактовка достоинств и недостатков асфальтобетона производится относительно его рабочих свойств в составе дорожных покрытий.

К достоинствам асфальтобетонов относят:

  • Беспыльную эксплуатацию;
  • Бесшумность в процессе движения автомобилей;
  • Высокая износостойкость (не более 1 мм в год);
  • Неприхотливость содержания и несложный ремонт.

Недостатками асфальтобетонов как дорожного покрытия считаются:

  • Высокая скользкость при незначительном увлажнении;
  • Снижение срока службы при образовании волн или сдвигов;
  • Образование трещин из-за допущенной излишней хрупкости;
  • При недостаточной водостойкости происходит шелушение.

Приготовление

Асфальтобетонная песчаная композиция производится только в заводских условиях.

Процесс приготовления состоит из следующих основных операций:

  1. Просушенные и нагретые до проектной температуры отсевы дробления или природный песок элеватором подают в смесительный агрегат, оборудованный дозатором.
  2. Минеральный порошок, в холодном агрегатном состоянии, загружают в основной весовой дозатор.
  3. Отдозированные минеральный порошок и песок из общего весового бункера подают в смеситель, где тщательно перемешиваются (сухие материалы).
  4. Затем к ним добавляют разогретый до необходимой температуры битум, и продолжают мешать уже в мокром состоянии.
  5. Если предусмотрено введение модифицирующих добавок, то их загружают в конце сухого перемешивания минеральных материалов.
  6. Продолжительность перемешивания состава определяется технологической картой продукта и техническими параметрами смесительной установки. Но в любом случае, процесс продолжают до полного обволакивания битумом поверхности зерен заполнителей.

Плотность и основные характеристики природного асфальта

f49977107b9d5ba0cc015cc54a64533c.jpg

Плотность асфальта – это одна из первых характеристик, которая интересует профессионалов и частных застройщиков. Природная его разновидность представляет собой легкоплавкую твердую массу чёрного цвета. На изломе материал может иметь тусклый или блестящий цвет.

составляет 1,1 г/см³. Температура плавления может изменяться в пределах от 20 до 100 °С. В составе содержится масло в объеме от 25 до 40%, а также смолисто-асфальтеновое вещество, которое может содержаться в объеме от 60 до 75%. Что касается элементного состава в процентах то он выглядит следующим образом:

  • C – 80—85.
  • Н – 10—12.
  • S – 0,1—10.
  • О – 2—3.

Плотность асфальта вам уже известна, однако эта характеристика не является единственной, которая интересует потребителей. Среди прочих особенностей следует выделить способ образования из остатков или фракций нефти в результате испарения лёгких составляющих и окисления под влиянием гипергенеза.

Основные марки асфальта и ГОСТ

99de389490a7a9b52a6d9276174fe372.jpg

Плотность асфальта крупнозернистого была упомянута выше, однако следует знать еще и о том, что процентное содержание ингредиентов в составе влияет на марки и типы асфальта. Сегодня общеприняты три разновидности, которые изготавливаются по ГОСТ 9128-2009. В этих стандартах можно узнать о возможности добавления присадок, которые повышают гидрофобность, морозостойкость, износоустойчивость и гибкость покрытия.

В составе асфальта марки 1 содержатся:

  • отсев;
  • песок;
  • щебень;
  • бетон;
  • минеральный порошок.

К этому покрытию относятся плотные материалы, в которых содержание щебня может изменяться в пределах от 30 до 60%. Сюда следует отнести высокоплотные, щебеночные высокопористые и пористые асфальты. Асфальт, ГОСТ которого должен быть учтен при производстве, может изготавливаться под маркой 2. В составе данного материала содержатся:

  • щебень;
  • бетон;
  • отсев дробления;
  • песок;
  • минеральный порошок.

К этой категории следует отнести высокопористые песчаные, пористые, а также плотные асфальты, в которых содержание щебня может изменяться от 30 до 50%, тогда как смесь из отсева дробления и песок может составить объем до 70%.

Плотность асфальта вам уже известна, однако необходимо знать ещё и о том, что существует марка асфальта 3, в ней содержатся:

  • отсев дробления;
  • песок минеральный;
  • порошок битума.

В этом случае речь идет о смесях, щебня и гравия в которых может содержаться в пределах от 30 до 50%. Отсев дробления и песок содержатся в объеме от 30 до 70%.

Как выполняется организация дорожных работ

754730c463df030a2e97c330bec58dea.jpgТехнология устройства асфальтобетонной смеси – дворовая территория

Помимо свода правил организация мероприятий по укладке асфальтобетонного покрытия должна соответствовать проекту на объект, проекту организации строительства и проекту производства работ.

  • Все подготовительные мероприятия следует проводить в установленные сроки и по очередности, установленной технической документацией.
  • Если дорога имеет одноуровневое пересечение с железнодорожными путями, то устройство последних выполняется в первую очередь – вот такой каламбурчик.
  • При строительстве временных дорог, в случае если проект предусматривает применение ГМ (геотекстильных материалов), нужно использовать армирующие рулонные геосинтетические изделия и геоматериалы

Подготовка

75e3b25c1b12b784148e16a88a3e929c.jpgТехнологическая карта устройства асфальтобетонного покрытия – геодезическая разбивка

Свод правил 126.13330 определяет объем и состав разбивочной геодезической основы.

  • В первую очередь выполняется расчистка площади под будущее полотно. Если работа производится в условиях вечной мерзлоты, то зачистка от кустарника и леса может производиться на ширину дороги только в зимнее время года.

8e72b39142142018a7826e85c06fca80.jpgВырубка просеки для будущей дороги

  • Нарушение растительного слоя в пределах полосы отвода не допускается, ровно как и корчевание пней «в задел».
  • Если выполняется строительство дороги, спроектированной по принципу эксплуатации в основе полотна из оттаивающих грунтов, то расчистка полосы может производиться в любое время года.
  • Если под дорогу будет делаться насыпь не менее 150 сантиметров, то в основании допускается оставлять пни высотой до 10 сантиметров.
  • Земляные работы могут начинаться только после полного удаления с площадки отходов расчистки.

Устройство асфальтобетонных покрытий – погрузка отходов расчистки

  • Перед разработкой грунтовых карьеров осуществляются мероприятия по закреплению границ отведенного под это участка.
  • Когда все подготовительные работы будут закончены, земли от временного отвода рекультивируются согласно проекту, и передаются пользователям.

Выпускаемый асфальт

Различные виды асфальтобетона подходят и для дорожного строительства, и для ремонта дорог. Вся наша продукция контролируется лабораторией нашего завода.

Верхние слои дорожного покрытия, в которых применяются смеси АБЗ №1, имеют следующие свойства:

  • высокая шероховатость поверхности;
  • сдвигоустойчивость;
  • водостойкость;
  • морозостойкость;
  • износостойкость;
  • прочность.

Мы продаем асфальт с доставкой предприятиям столицы, подмосковных городов и районов. Нашей продукцией пользуются в Зеленограде и Одинцово, Красногорске и Лобне, Зеленограде, Солнечногорске, Долгопрудном, Истре, Звенигороде, Дедовске, Клину, Химках и так далее.

8056f9faf7f53c35c67c6783905e7455.jpg

Стоимость асфальта

Цена на асфальт, приобретенный у нас, будет гораздо ниже, чем при покупке через посреднические организации.Итак, преимущества работы с нашей компанией:

  • Мы сами осуществляем производство асфальтобетона самого высокого качества;
  • Мы имеем максимально удобное территориальное расположение для того, чтобы вы могли купить у нас продукцию для строительства дорог посредством самовывоза или с доставкой нашим собственным автотранспортом;
  • Собственное производство позволяет нам предлагать нашим клиентам довольно низкие цены на товар.
  • Лаборатория нашего завода аттестованна в ФГУ «Менделеевский центр стандартизации, метрологии и сертификации». Асфальт выпускается согласно ГОСТ 9128-97,ГОСТ 31015-2002 и сертифицирован.

e7063ba053cc388529356bb228c4a93e.jpg7e83f9607e547ca7a3c7f104cb5ec511.jpg

Классификация асфальтобетонных смесей: типы и виды

Асфальтобетонные смеси – распространенный материал. Он применяется для создания автомобильно-дорожных покрытий, плоских кровель и в гидротехническом строительстве. Часто термины «асфальтобетон» и «асфальтобетонные смеси» путают, а они несколько отличаются.

Асфальтобетонные смеси – это рационально подобранные соединения минералов (щебня, гравия, песка и минерального порошка) с нефтяным битумом. Если необходимо, добавляют примеси: ПАВ, активаторы, модификаторы, пластификаторы и пр., которые берутся в определенных количествах и смешиваются под воздействием температуры.

Асфальтобетон – это уплотненная (затвердевшая) при определенном температурном режиме асфальтобетонная смесь.

По минеральной составляющей асфальтобетонные составы подразделяются на:

  • щебеночные, состоящие из песка, щебня, битума и минерального порошка;
  • гравийные, в соединении которых содержатся следующие компоненты: песок, гравий, битум и минеральный порошок;
  • песчаные из песка, битума и минерального порошка.

В зависимости от вязкости входящего битума и температуры при укладке асфальтобетонные смеси бывают:

  • горячие, в них связующим веществом являются жидкие и вязкие нефтяные битумы, температура при укладке – 120 °С;
  • холодные: связующее – жидкие битумы, укладываются при температуре 5 °С.

Ранее, согласно ГОСТу 1984 года, в данной градации присутствовали и теплые. Эти материалы укладывались при температуре 70 °С, а связующим веществом были вязкие и жидкие битумы. Но в 1999 году разработали другой ГОСТ – 9128-97, в котором данное определение было отменено.

Горячие имеют внутреннюю классификацию по размеру зерна:

  • песчаные – до 5 мм;
  • мелкозернистые – до 20 мм;
  • крупнозернистые – до 40 мм.

Холодные могут быть мелкозернистыми или песчаными.

Горячие смеси также распределяются по процентному включению остаточной пористости (процентной величины объема пор в покрытии):

  • Высокопористые (10-18%);
  • Пористые (5-10%);
  • Плотные (2,5-5%);
  • Высокоплотные (1-2,5%).

Для холодных смесей существует единый показатель – 6-10%.

Щебеночные и гравийные асфальтобетонные смеси и плотные асфальтобетоны делятся на классы по содержанию в них щебня (гравия):

1. А – 50-60%;

2. Б – 40-50%;

3. В – 30-40%.

Такие же холодные смеси подразделяются на типы Вх и Бх.

Горячие и холодные песчаные смеси по виду песка могут быть:

  • Д и Дх – из природных песков или их соединения с отсевами дробления. Последних должно быть менее 70%.
  • Г и Гх – из природных песков. Если присутствуют отсевы дробления, то их менее 30%.

Что касается маркировки – она зависит от физико-химических показателей и применяемых материалов:

  • горячие высокоплотные имеют одну марку – MI;
  • плотные бывают следующих типов:

MI, MII – А;

MI, MII, MIII – Б, Г;

MII, MIII – В, Д;

  • высокопористые и пористые – MI, MII;
  • холодные:

MI, MII – Бх, Вх;

MI, MII – Гх;

MII – Дх.

Каждая асфальтобетонная смесь отличается оригинальным составом, который определяется уникальностью материалов органического и минерального происхождения.

Принимаем асфальтовый и бетонный скол.

Состав материала

Итак, покрытие состоит из следующих ингредиентов:

  • Мелкого гравия или щебня, которые измельчены в крошку;
  • Песка (кварцевого или шлакового);
  • Битума – смолоподобного вещества.

Натуральные составляющие этого материала обеспечивают прочность, а битум является их связующим компонентом. Как и все смолы, битум обладает вязкой консистенцией только в разогретом состоянии. Поэтому смесь укладывают только в разогретом состоянии.

Следует отметить, что существуют технологии, по которым можно получить битум, сохраняющий свою вязкость до +5 градусов по Цельсию. Кроме того некоторые современные методы переработки нефти позволяют создать жидкий битум, который не застывает при температуре до -30 градусов по Цельсию.

Обратите внимание! Технология укладки дорожного покрытия в разных странах примерно одинаковая, однако качество полотна зависит во многом от состава смеси, в которую добавляют современные компоненты, улучшающие ее характеристики. .

7cb993cef85541775ebb15fa43c6c5eb.jpg

На фото — мелкий щебень

В зависимости от содержания минеральных компонентов в составе смеси, ее разделяют на 3 группы:

Содержание минеральных веществ Группа
50-60% А
40-50% Б
30-40% В

Что касается величины фракций щебня или гравия для бетона, то этот параметр регламентируется ТУ-5718.030.01393697-99, который был разработан СоюздорНИИ. В соответствии с ним, в смесь добавляю щебень крупностью 10-20 мм. Такой материал применяют для нанесения верхнего слоя дорожного полотна.

Следует отметить, что существует еще крупнозернистый асфальтобетон, в котором применяют щебень размером фракций до 40 мм. Его также применяют при строительстве дорог. Данная технология считается традиционной, в результате чего ее используют повсеместно.

Правда, в зависимости от условий эксплуатации дорожного полотна, в состав смеси могут добавлять полимеры и ПАВ, придающие ей те или иные свойства. Во многом от добавок зависит и цена материала.

Укладка асфальтобетона

Устройство асфальтобетонного покрытия технологическая карта

Определение удельного расхода смеси, кг/ м2.

Исходные данные:

толщина слоя в плотном теле h = 0,04 м;

средняя плотность асфальтобетона р. кг / м3

Плотность асфальтобетона в зависимости от вида смеси приведена в табл. 9

Таблица 9 ~~г^-—

Вид смеси Плотность смеси, кг/м3
Крупнозернистая:
плотная 2340
пористая 2300
Мелкозернистая типа А 2385
Б 2370
Песчаная 2280
Литая 2460

На один квадратный метр требуется: ц = И р, кг/м 2; например: ц = 0, 04 2340 = 93,6 кг / м2.

На заданную площадь ( Э ) потребности О) на объекте определится: О = Э я т .

Например, О = 800-93,6 = 421200 кг = 421.2 т , где 800 м2-площадь участка.

Производительность асфальтоукладчика определяется по следующему выражению: Ра = V И Ь р I к , где {например, ДС — 54)

скорость укладки 2,5 м/мин;

Ь толщина слоя асфальтобетона — 0,04 м;

Ь ширина укладываемой полосы 3,75 м; р плотность м.з. асфальтобетона типа Б 2370 кг /м3;

Калькуляция затрат труда на работы по укладке асфальтобетонных смесей приведена в табл. 10

Таблица 10

Обосно

вание

Наименование и состав работ Ед

изм.

Объём

работ

(площадь

карты)

Норма времени на ед. изм. чел. ч Затраты труда на объём, чел. ч. Состав

звена

1 Укладка асфальтобетонной смеси врі /чную.
ЕНиР Укладка и разравни ванне а.б. смеси при толщине слоя 50 мм, уборка отходов Переходы рабочих. За вычетом Нпр на розлив вяжущего 1м2 1 0,43 0,427 Асфальте

бетонщик!

4 разр.-1 3 разр.-З 2 разр.-2 1 разр.-1

2 Укладка асфальтобетонной смеси асфальтоукладчиком
ЕНиР Приём смеси, укладка, разравнивание, уплотнение смеси, Обработка краёв со смазкой битумом, проверка ровности 100 м 0,25 1,97 0,49 Машинист 6 разр,-1
3 Укладка литой аа »альтобетонной смеси в ручную
ЕНир Разравнивание смеси

1м3

1м3

!м3

1м3

1м3

1

3

10

12

25

0,69

0,69

0,43

0,41

0,32

0,69

1,71

4,3

4,92

5,25

Асфальтобетоншики:

3 разр.-1 2 разр 3

Песок

При приготовлении песчаных смесей (горячих или холодных) применяются следующие требования и обозначения:

  • «Г» или «Гх» (горячий или холодный состав). Такой песок готовится из остаточных материалов, которые остаются в результате процесса дробления фракционных горных пород или на смесях из этих компонентов. Содержание смесей должно составлять не больше 30% по массе. Если говорить о процентном соотношении битума, то в горячих смесях песчаного типа его должно быть 6,0-9,0%. Если состав готовится холодным, то 4,5-6,5%.
  • «Д» и «Дх». В этом случае применяется природный песок или его смесь, в которую включается отсев (его процентное содержание не должно превышать 70%). Количество битума в этом случае будет таким же, как и в первом случае (от 4,5 до 9% в зависимости от температуры состава).

При добавлении песка учитывается также и его зерновой состав и другие характеристики. Также, как и в ситуации с щебнем, он должен отвечать нескольким требованиям, в зависимости от  типа конечного продукта:

  • Если речь идет о приготовлении плотного или высокоплотного состава, то класс прочности песка должен быть 800 и 1000 соответственно. При производстве пористого АБ подойдет сырье с показателем 400.
  • В плотных смесях число частиц глины не должно превышать по диаметру 0,16 мм. Регламентируется и их объем. Так для приготовления плотного состава можно использовать песок, в котором допустимый объем глинистых включений составляет 0,5%. Если речь идет о пористых материалах, то их может быть 1%.

22c064b3efb1b812204d8b4dd9484d72.jpg

Полезно! К объему глины предъявляются более строгие требования, так как она провоцирует набухание смеси и понижает ее индекс морозостойкости.

Помимо песка и каменного наполнителя в АБ иногда используют минеральный порошок и дополнительные компоненты.

Состав асфальта и его разновидности

Существует большое количество видов дорог для передвижения. Все они имеют разную нагрузку, именно поэтому качество покрытия колеблется в определенных пределах. Так, дороги могут быть предназначены:

  • Для пешеходов — тротуары, парки, скверы, площади, площадки для отдыха, пешеходные мосты.
  • Для велосипедистов — прогулочные дорожки в парках, вдоль трасс, велотреки на стадионах.
  • Для автовладельцев — двух-восьми полосные автострады, парковки, мосты.

53cf242ec841b34a94cf2fbcbfc34467.jpg

Плотность покрытия для пешеходных дорожек отличается наименьшей величиной ввиду относительно небольшой нагрузки на квадратный метр. С увеличением нагрузки повышают содержание в асфальтобетоне укрепляющих материалов.

Существуют следующие разновидности асфальта в зависимости от их состава и происхождения:

  • Природный асфальт. Представляет собой специфическую смолистую твердую массу, которая состоит из масел и смолистых веществ и имеет довольно низкую температуру плавления — 20−100 °C. Образуется в естественных условиях путем испарения легкой фракции нефти в местах ее неглубокого залегания или выхода на поверхность. При застывании ее тяжелая часть смешивается с гравием, песком и другими минеральными компонентами и образует корку различной плотности. Среднее же значение этой величины приходится на 1−1,2 т/м 3 .
  • Искусственный асфальт называется асфальтобетоном — это смесь минеральных компонентов на битумной основе. В него включают щебень, гравий, песок и минеральный порошок. А также для придания особых свойств в асфальт могут добавлять резиновую крошку, получаемую в результате промышленной переработки старых автомобильных покрышек и других изделий. Однако резиновый асфальт очень дорогой в сравнении с обычным, поэтому используется редко и в скромных пределах. Вес асфальтобетонной смеси в 1 м 3 может достигать 2,5 т.

Типы асфальтового покрытия отличаются составом, температурой укладки, твердостью и сроком эксплуатации. Например, часто укладывают так называемый холодный асфальт — с этим типом дорожного покрытия можно работать без предварительного разогрева. К тому же оно не нуждается в дополнительном техническом оснащении — такой асфальт не нужно укатывать, достаточно просто равномерно распределить по необходимому участку. Он производится из экологичных компонентов, включает в себя известняковый порошок, который служит отличным пластификатором.

cbadf5343932c70201daca4509a2347b.jpgЛитой асфальт, помимо увеличенного количества природных пластифицирующих порошков, содержит еще и большое количество смолы повышенной вязкости, что делает его высококачественным материалом для укладки дорог. Он обладает высоким коэффициентом прочности, устойчивостью к воздействию воды и химических веществ, не разрушается под влиянием перепадов температур и обеспечивает хорошую сцепку колес. Кроме того, литое покрытие подавляет шумы и легко ремонтируется. Однако все эти положительные качества несколько уменьшает высокая цена оборудования для его укладки.

Горячий искусственный асфальт состоит преимущественно из щебня, для связки в нем используются сырые нефтепродукты. Такое покрытие требует обязательного разогрева и утрамбовывания специальными катками. Оно считается самым распространенным и используется для укладки нижнего слоя автострад государственного и регионального значения, а также для взлетных полос и других объектов с высокой нагрузкой.

Следующим слоем покрытия может идти крупнозернистый асфальт, включающий в себя крупную асфальтовую крошку, которую получают путем дробления старого дорожного покрытия. Он также имеет жесткую структуру и служит хорошей основой для мелкозернистого верхнего покрытия.

Асфальтогранулят и асфальтовая крошка используется для укрепления асфальтового покрытия вместо обычного щебня — эти материалы получают путем вторичной переработки, поэтому они намного дешевле.

Состав

5d3e065fb39b76e9ce1014dc177d409d.jpg

Состав асфальта предполагает наличие:

  • гравия;
  • щебня;
  • песка;
  • битума;
  • минерального порошка.

Что касается щебня, то некоторые разновидности данного покрытия не предусматривают его использования. Однако щебень или гравий необходимы, если осуществляется асфальтирование территории с учетом сильных кратковременных нагрузок и высокого трафика на покрытие. Упомянутые материалы при этом выступают в роли каркасообразующего защитного элемента.

В качестве обязательного исходного сырья используется минеральный порошок, он содержится в составе любых разновидностей и марок асфальта. Массовая доля этого порошка определяется с учетом требований и задач к вязкости. Если использовать минеральный порошок в большом объеме, то материал получит способность гасить колебания мостовых конструкций, не покрываясь трещинами.

Как было упомянуто выше, песок используется в большинстве марок и типов асфальта. Его качество определяется степенью очистки и способом получения. Материал может быть добыт открытым способом, в этом случае он предусматривает необходимость тщательной очистки. Краеугольным камнем индустрии является продукт переработки нефти.

Массовая доля битума в большинстве сортов асфальта не превышает 5%. Однако при необходимости асфальтирование территорий, которые имеют сложный рельеф, битум может применяться в объеме до 10% и больше. Это сырье придает плотность и упругость смеси после затвердевания. Готовый состав легко распределяется по площадке, ведь он обладает текучестью.

Проверка качества дороги

Асфальтобетон должен соответствовать установленным ГОСТам и СНиПам, принятым в нашей стране. Сертификат соответствия нормативным документам выдается заводу-изготовителю только после прохождения комплексных испытаний.

В России работает несколько лабораторий, осуществляющих контроль за качеством дорог. Они проводят отбор проб готового асфальтобетонного покрытия и проверяют его на соответствие различных параметров.

При исследованиях отбирается усредненный образец из общей массы асфальтобетона. Анализ уже построенной дороги проводится путем исследования керна (так называемого асфальтового стержня). Его получают методом бурения основания асфальтобетонного покрытия при помощи специального полого бура.

Состав асфальтобетона

АБ изготавливается из гравия (или щебеня), песка с добавлением специального тонкодисперсного минерального порошка (добавляется не всегда), а также битума (раньше применялся деготь, но сегодня его использование полностью запрещено). Таким образом, асфальтобетон – это смесь из органического вяжущего вещества и наполнителя. Дополнительно могут быть добавлены минералы.

Однако основная проблема заключается не в том, чтобы подобрать составляющие, а в том, чтобы произвести правильную их отгрузку и приготовить смесь по регламенту. В противном случае через некоторое время после укладки смеси начнется процесс сегрегации – зерна, пузырьки воздуха и битума неправильно распределятся по всей массе.

Состав асфальтобетона и государственные стандарты

Плотность асфальтобетона, ГОСТ которого определяет качество материала и обозначается следующими цифрами: 9128-2009, — была упомянута выше. Однако специалистам следует знать еще и о составе. Покрытие имеет гравий или мелкий щебень среди ингредиентов, которые измельчены и представляют собой крошку. В составе есть и песок.

Как было упомянуто выше, битум выступает в роли смолоподобного продукта, который скрепляет компоненты между собой. Однако для этого материал нужно довести до разогретого состояния. Это определяет и технологию укладки асфальтобетона. Но сегодня существует технология, которая позволяет получать битум с вязкостью до +5 °С. Нефть перерабатывается современными способами, что позволяет получать жидкий битум, не застывающий до критически низких отметок температуры. Обычно это значение равно -30 °С.

237f91669d1022ac28b360db44e72950.jpg

Плотность асфальтобетона (т/м3) составляет 2,35. Но это значение – не единственное, о котором следует знать профессионалам. Например, содержание минеральных веществ подразделяется на три значения:

  • группа А: от 50 до 60% (щебень или гравий);
  • группа Б: от 40 до 50% (минеральные вещества);
  • группа В: от 30 до 40% (щебень или гравий).

Фракционность щебня регламентируется техническими условиями. В соответствии с ними материал изготавливается с использованием щебня, зернистость которого может изменяться от 10 до 20 мм. Такой состав используется для формирования верхнего слоя полотна. Технология является традиционной и применяется сегодня повсеместно, однако в смесь могут быть добавлены полимеры.

Оставьте ответ

Введите свой комментарий
Введите имя