Домой Нюансы работы ОДМ 218.5.002-2009, методические рекомендации по устройству асфальтобетонных слоев с применением перегружателей смеси

ОДМ 218.5.002-2009, методические рекомендации по устройству асфальтобетонных слоев с применением перегружателей смеси

Особенности

b64643d234d50a5d5c2798256cfbfbd5.jpgСтройматериал должен производиться на предприятии с соблюдением правил. Отгрузку необходимо осуществлять в самосвал. Щебеночно-мастичный раствор используют для уплотнения поверхностного выравнивающего слоя автомагистралей, укладки взлетно-посадочных покрытий, тротуаров, площадей и пр. Свойства строительного материала позволяют усилить сцепление со слоем дорожного полотна, что повышает безопасность передвижения автомобилей.

Как показала практика использования асфальтобетона в прошлом, некоторое время спустя после начала эксплуатации покрытия, на верхнем слое быстро появлялись неровности, позднее и выбоины. Это происходило из-за того, что при погрузке, перевозке и проведении укладочных работ раствор подвергался расслоению (или сегрегации).

Сегрегация асфальтобетонного покрытия — процесс, который приводит к неправильному распределению зерен, пузырьков воздуха и битума в строительном материале. Сегрегация провоцирует диспропорции компонентов, содержащихся в смеси. Процесс сегрегации сокращает срок эксплуатации покрытия. Иными словами, сегрегация вызывает эффект, противоположный смешиванию составляющих. Сегрегация делает раствор неоднородным.

Особенности материала

51a998f85bfc440a7959368834e6dc50.jpg

Укладка дорожного полотна на предварительно уплотненный грунт

Асфальтобетон — это разновидность строительных материалов искусственного происхождения, используемая для устройства дорожного полотна и прочих крупногабаритных покрытий. Производственный процесс предполагает изготовление, и последующее уплотнение специальной смеси, подобранной в соответствии требованиями, изложенными в ГОСТ 9128.

Асфальтобетонная смесь в наши дни изготавливается из следующих компонентов:

  • минеральные материалы (мелкозернистый щебень, кварцевый песок, а также тонкодисперсный минеральный порошок для асфальтобетонных смесей);
  • вяжущая органическая основа (битум).

Важно: В прошлом веке, вместо битума или вместе с битумом, в качестве вяжущей основы, применялся деготь. Впоследствии, по причине дороговизны, малой прочности и нерентабельности использования, дёготь был исключен из состава асфальтобетонных смесей

Изготовление смеси предполагает тщательное перемешивание всех компонентов с доведением состава до высоких температур.

Классификация смесей

87b568ef7e8c4c450c1032b6d0d04940.jpg

На фото — щебёночный асфальт

В зависимости от того, какой минеральный порошок применен, различаются следующие модификации смесей:

  • гравийные;
  • щебеночные;
  • песчаные.

Отношение к той или иной модификации определяет особенности применения асфальта.

Так, например гравийные и щебёночные модификации, как правило, используются при устройстве дорожного полотна, покрытия площадей, тротуаров и т.д. В то же время, песчаные модификации используются при изготовлении оснований пола на крупных промышленных объектах.

Важно: Удельный вес асфальтобетонной смеси, в зависимости от массы компонентов, в среднем, составляет 1.8-2.2 т из расчета на 1м³.

В соответствии с фракцией применённого заполнителя, асфальтобетонная смесь может быть следующих типов:

  • крупнозернистая (с размером частиц не более 40 мм);
  • мелкозернистая (с размером частиц не более 20 мм);
  • песчаная (с размером частиц не более 10 мм).

По содержанию щебня или гравия плотные горячие асфальтобетоны делятся на следующие типы:

  • «А» с содержанием щебневого заполнителя 50-60% от общего объема;
  • «Б» с содержанием заполнителя 40-50%;
  • «В» с содержанием заполнителя 30-40%.

Холодные асфальтобетоны также содержат мелкозернистый заполнитель и представлены на рынке типами Бх и Вх, где добавочная буква «х» является температурной характеристикой готового материала.

На фото — литой асфальт на основе песчаного заполнителя

Песчаные асфальтобетоны как горячие, так и холодные, по типу примененного заполнителя делятся на следующие категории:

  • Материалы, произведённые с применением песка, полученного из отсевов дробления, обозначаются как Г и Гх (содержание заполнителя до 30% от общего объёма);
  • Материалы, произведенные с применением природного песка или его смеси с отсевом дробления, обозначаются как Д и Дх (содержание — до 70%).

Исходя из физико-механических показателей готовых материалов и из состава примененных компонентов, асфальтобетонным смесям присваиваются соответствующие марки. В зависимости от присвоенной марки и от толщины покрытия, определяется расход асфальтобетонной смеси на 1 м2.

Марка холодных модификаций:

  • МI, МII – Бх и Вх;
  • МI, МII – Гх;
  • МII – Дх.

Марка высокопористых и пористых модификаций — МI, МII;

Марка высокоплотных и плотных горячих модификаций:

  • МI, МII — А;
  • МI, МII, МIII – Б и Г;
  • МII, МIII – В и Д.

Как уже было сказано, асфальтобетонные смеси изготавливаются с применением связующего компонента, который вместе с заполнителем разогревается до рабочих температур.

В соответствии с этой особенностью, готовые смеси подразделяются на следующие модификации:

  • Холодные – изготавливаются с применением жидких нефтяных битумов. Рабочая температура готового материала составляет + 5°С и выше.
  • Горячие – изготавливаются с применением преимущественно вязких нефтяных битумов. Рабочая температура материала, при которой возможна укладка + 120°С;

Важно: При изготовлении холодных смесей применяется только мелкозернистый или песчаный заполнитель.

При производстве дорожного материала наблюдается остаточная пористость асфальтобетонной смеси. Это явление присуще как горячим, так и холодным модификациям и рассчитывается в процентах, исходя из соотношения количества пор к объёму материала после уплотнения.

В соответствии с этим параметром, готовый материал подразделяется на следующие категории:

  • высокоплотный асфальтобетон (степень остаточной пористости 1,0-2,5%);
  • плотный (2,5-5,0%);
  • пористый (5,0-10,0%);
  • высокопористый (10,0-18,0%).

Холодные смеси после уплотнения характеризуются остаточной пористостью не более 10,0%.

Расход и плотность стройматериала

f78fabd79ec902ad6d660bafda60a497.jpgКачество и уплотнение дорожного покрытия зависит от свойств, регламентированных в государственном стандарте. В соответствии с нормативами, на вес и плотность 1м3 асфальтобетонного состава влияет песок, который добавляют в его состав. Таким образом, масса составляет:

  • кварцевый песок — 2200 килограммов на кубометр;
  • шлаковый песок — 2350 килограммов на кубометр.

Шлаковый строительный песок используется для уплотнения смеси. Удельный вес бетона, в котором содержится щебень крупной фракции, больше других видов стройматериала. Точный показатель получить крайне сложно, но средняя масса составляет примерно 2100 килограммов на один м3

Показатели принимают во внимание при произведении расчета нужного количества стройматериала для конкретных работ. Помимо этого, такие данные иногда учитываются при проведении разборки покрытия дорог, — это позволит определить грузоподъемность спецтехники и число машин

При проведении строительных работ на частной территории (бетонирование площадки и пр.) необходимо предварительно рассчитать расход состава. Таким образом, вы заранее определите стоимость и количество строительного материала. Расход раствора можно рассчитать следующим образом:

  1. Прежде всего, следует определить площадь территории, которая будет асфальтироваться. Например, есть площадка 50 м2. При это толщина асфальтобетона составляет один сантиметр.
  2. Чтобы покрыть 1 м2 дороги потребуется двадцать пять килограммов состава. Следовательно, для площадки в 50 м2 потребуется 25*50 = 1250 килограммов материала.
  3. Поскольку в одном м3 примерно 2250 килограммов асфальтобетона, на покрытии такой площадки потребуется 1250:2250 = 0,55 м3 бетона.

Справочная информация

Отчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сфере

Atlas Copco

Шведская компания Atlas Copco выпускает гусеничные перегружатели мод. Dynapac MF300C и Dynapac MF2500. Стандартная емкость бункера MF300C равна 8,5 м3, что соответствует массе асфальтобетонной смеси 17 т. С помощью специальных вставок ее можно увеличить до 45 т. В качестве силового агрегата используется дизельный двигатель Cummins QSB 6.7 мощностью 221 л.с.

Этот перегружатель, имея производительность 3500 м3/ч, может использоваться для питания больших асфальтоукладчиков, работающих при максимальной ширине укладки. Хотя надо иметь в виду, что данная машина приспособлена в первую очередь под фирменную технологию укладки Atlas Copco, называемую «компакт-асфальт», то есть идеально подходит для работы с асфальтоукладчиками Dynapac мод. СМ2500 и СМ3000. Суть «компакт-асфальта» состоит в том, что нижний, более толстый слой асфальта (связующий) и верхний, более тонкий слой (слой износа) укладываются за один проход укладчика. Такая технология укладки методом «горячий слой по горячему» позволяет достичь максимального уплотнения обоих слоев, при этом избежать дефектов покрытия из-за недоуплотнения. Кроме того, технология «компакт-асфальта» позволяет уменьшить толщину верхнего слоя до 2 см без потери качества, в то время как при традиционной укладке толщина верхнего слоя обычно равна 4 см.

У мод. MF300C отсутствует шнек. После того как смесь из самосвала выгружается в бункер перегружателя, она перемещается по широкой транспортерной ленте конвейера (шириной 1,2 м) наверх стрелы (конвейера), нависающей над приемным бункером асфальтоукладчика. Во время этой операции и происходит процесс перемешивания смеси. Мод. MF300C отличается очень большой высотой подъема регулируемого конвейера – до 4,8 м. Данную машину вместе с комплексом «компакт-асфальт» в России приобрела и активно эксплуатирует компания «Дорожник-92», активно работающая на рынке дорожного строительства Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона.

6964f2a9cac5583df52d72d0fcc0bb50.jpg

Самый компактный на рынке перегружатель Dynapac MF2500 имеет ширину всего 2,55 м, что позволяет транспортировать машину без оформления специальных разрешений для перевозки негабаритных грузов. Емкость бункера равна 6 м3, в него можно загрузить 12 т асфальтобетонной смеси. Конвейерная система способна переместить 35 т асфальтобетона, гравия или песка всего за 35 с. У исполнения MF2500CS с короткой стрелой общая транспортная длина равна всего 9,2 м, у MF2500CL – 13,4 м.

В нашу страну несколько лет назад был завезен еще один перегружатель Dynapac – мод. MF250C. Эта весьма любопытная колесная машина имеет «крабовый ход», то есть способна двигаться под углом к укладчику. Ее заказала организация, которой было необходимо выполнить укладку асфальта под троллейбусными линиями. Чтобы не снимать провода, использовали этот перегружатель, благодаря чему самосвал с поднятым кузовом шел сбоку, параллельно проводам, не задевая их. В настоящее время этот колесный перегружатель не выпускается. Все производители этой техники, европейские и американские, для того, чтобы перегружатель мог идти параллельным курсом по отношению к укладчику, вместо «крабового хода» применяют более простое и дешевое решение с поворотной стрелой в горизонтальной плоскости.

eceea95c06ccefef612ae571f90e1bc4.jpg

Правила приемки

Чтобы создать запас раствора транспортом и асфальтоукладчиком, используют перегружатели. Перегружатель представляет собой специальную технику, предназначенную для бесперебойной работы специального асфальтоукладчика. Перегружатели применяются при приемке асфальтобетона из автотранспорта и перемещении его в асфальтоукладчик.

Кроме того, существует ряд нюансов, которые необходимо учитывать при приемке подготовленного раствора из перегружателя. В частности, приемку из перегружателя следует производить партиями. Под партией подразумевается односоставный стройматериал, произведенный на станке во время одной смены на предприятии.

Что касается горячих составов, то их количество должно составлять не более шестисот тонн, а холодных – не более двухсот тонн. Количество раствора определяют по его весу. Для этого применяют автомобильные либо железнодорожные весы. Если необходимо погрузить материал на корабль, то после завершения приемки груза измеряют осадку судна.

Для проверки соответствия товара указанным характеристикам существует ряд испытаний, которые позволят подтвердить соответствие товара требованиям. После проведения проверки покупатель получает документ, подтверждающий соответствие материала. При этом для каждой партии груза необходимо выписывать отдельный документ.

6 Порядок проведения испытания

Подвесной металлический бункер сегрегатора должен быть чистым и сухим.

Проба асфальтобетонной смеси нагревается в сушильном шкафу до температуры, заданной ГОСТ 9128-2009, ГОСТ 31015-2002.

При использовании смеси с модифицированными вяжущими, должна быть выбрана температура, обеспечивающая ту же вязкость смеси, что и при использовании обычного вяжущего.

Одновременно с разогревом пробы асфальтобетонной смеси нагревается подвесной металлический бункер сегрегатора до температуры 160 °С — 170 °С. После чего незамедлительно выполняются следующие операции.

Нагретая асфальтобетонная смесь помещается в подвесной металлический бункер сегрегатора. Определяется температура асфальтобетонной смеси. Затем открывается нижняя заслонка сегрегатора, при этом испытываемая асфальтобетонная смесь падает приблизительно с высоты 700 мм на платформу, после чего определяется время в секундах, за которое смесь высыпается из бункера. Далее вручную на плите сегрегатора открывается внутреннее отверстие размером 140 мм. При этом в первый контейнер собирается мелкая часть испытываемой смеси, упавшая с отвала через внутреннее отверстие. Затем открывается отверстие размером 220 мм. При этом во второй контейнер собирается средняя часть испытываемой смеси, упавшая с отвала. В третий контейнер собирается материал, остающийся на платформе, который именуется как крупная часть испытываемой смеси.

3 Вычисление показателякачества асфальтобетонной смеси

Содержание вяжущего в
растворной части мелкой части асфальтобетонной смеси определяется с точностью
до 0,1 % по следующей формуле:

Bf,m = Bf× 100/Sf,2 мм,                                                    (3)

где: Bf,m— содержание вяжущего в растворной части мелкой части
смеси, % по массе;

Вf— содержание вяжущего в мелкой части смеси, % по массе;

Sf, 2 мм — результат
просеивания на сите с ячейками 2 мм мелкой части смеси, % по массе.

Содержание вяжущего в
растворной части крупной части асфальтобетонной смеси определяется с точностью
до 0,1 % по следующей формуле:

Вс,m = Вс× 100/Sс,2 мм,                                                       (4)

где: Вс,т
содержание вяжущего в растворной части крупной части смеси, % по массе;

Вс — содержание вяжущего в крупной части смеси, % по массе;

Sc, 2 мм — результат просеивания на сите с ячейками 2 мм мелкой части смеси,
% по массе.

Показатель качества
асфальтобетонной смеси определяется с точностью до 0,1 % по следующей формуле:

MQ = BfBc,                                                                 (5)

где: MQ — показатель качества смеси, % по массе;

Вf— содержание вяжущего в мелкой части смеси, % по массе;

Вс — содержание вяжущего в крупной части смеси, % по массе.

8 Точность вычисления
результатов

Сходимость результатов, % Воспроизводимость результатов, %
Расслоение вяжущего и
каменных материалов в асфальтобетонной смеси SV
0,4 0,7
Содержание вяжущего в
асфальтобетонной смеси Вт
1,0 1,4
Показатель качества
асфальтобетонной смеси MQ
0,6 1,0

9 Требования безопасности
и охраны окружающей среды

При приготовлении
асфальтобетонных смесей могут соблюдаться общие требования безопасности по ГОСТ
12.3.002-75 и требования пожарной безопасности по ГОСТ
12.1.004-91.

Материалы для приготовления
асфальтобетонных смесей (щебень, песок, минеральный порошок и вяжущее) по
характеру вредности и степени воздействия на организм человека могут быть
отнесены к малоопасным веществам, соответствуя классу опасности IV по ГОСТ
17.2.3.02-78.

Нормы предельно допустимых
выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в процессе проведения лабораторных
испытаний не могут превышать норм, установленных ГОСТ
17.2.3.02-78.

Воздух в рабочей зоне при
приготовлении асфальтобетонных смесей должен удовлетворять требованиям ГОСТ
12.1.005-88.

Удельная
эффективная активность естественных радионуклидов в асфальтобетонных смесях не
может превышать значений, установленных ГОСТ
30108-94.

Ключевые слова: сегрегация, расслоение, сегрегатор,
показатель расслоения, качество смешения, растворная часть смеси

Руководитель
организации-разработчика

ООО «Инновационный технический центр»

Генеральный директор __________________________ Д.И. Оверин

 

Roadtec

Американская компания Roadtec, входящая в состав корпорации Astec Industries, является родоначальником технологии укладки асфальтобетона с использованием перегружателя. Первые в мире перегружатели начали производиться под этой маркой в 1988 г. В настоящее время компания поставляет на рынок три модели колесных перегружателей – MTV-1000, Shuttle Buggy SB-1500 и Shuttle Buggy SB-2500ех.

Машины имеют однотипную конструкцию. У моделей Shuttle Buggy SB-1500 и Shuttle Buggy SB-2500ех смесь из кузова самосвала высыпается в приемное окно, из которого по конвейеру разгрузки поступает в промежуточный бункер, где перемешивается с помощью шнека, а по конвейеру загрузки промежуточного бункера перемещается к собственно конвейеру загрузки, откуда попадает в бункер асфальтоукладчика. У модели MTV-1000 промежуточного бункера нет – смесь из загрузочного бункера высыпается непосредственно на конвейер загрузки. Все машины оснащены 6-цилиндровым турбодизелем CaterpillarС-9 мощностью 305 л.с., отвечающим требованиям норм по токсичности отработавших газов Tier III. У всех моделей место оператора расположено с обеих сторон машины. Панель управления может поворачиваться для использования ее с каждого положения, позволяя управлять работой на той же или смежной полосе. У модели MTV-1000 пропускная способность каждого конвейера составляет 544 т смеси в час. Конвейер загрузки может отклоняться от продольной оси на 55° в обе стороны. Максимальная высота подъема конвейера загрузки равна 3,7 м.

f3c222abfaa08babc2030ae9018fdd81.jpg

Перегружатель Shuttle Bug­gy SB-1500 снабжен бункером, вмещающим до 13,6 т разгружаемой асфальтовой смеси. Пропускная способность каждого конвейера та же, что и у мод. MTV-1000. Конвейер загрузки отклоняется от продольной оси на 50° в обе стороны, максимальная высота подъема конвейера – 3,5 м. Емкость бункера Shuttle Buggy SB-2500-ex составляет 22,7 т. Производительность конвейера разгрузки равна 907 т смеси в час, конвейеров загрузки промежуточного бункера и загрузки укладчика – 544 т/ч. Перемешивающий шнек имеет диаметр 737 мм (у мод. Shuttle Buggy SB-1500 – 599 мм). Конвейер загрузки может отклоняться от продольной оси на 55° в обе стороны, его максимальная высота подъема равна 3,8 м. Всего выпущено более тысячи перегружателей Shuttle Buggy SB-2500 – с 1989 г., когда началось производство машины. Это самый востребованный в мире перегружатель, в том числе наиболее популярный в России – порядка 50 машин этой модели работают на федеральных российских трассах и еще 30–40 – на региональных.

Сегрегация асфальта и борьба с этим явлением

8d3929531384a768ea9b36272aa7e4aa.jpg

На фото — определение степени уплотнения покрытия

Практика строительства дорожного покрытия свидетельствует о том, что качество асфальтобетона во многом зависит от температуры и однородности гранулометрического состава укладываемой смеси.

В ходе выявления причин разрушения дорожного полотна, было установлено, что наиболее важным фактором, влияющим на эти параметры, является сегрегация асфальтобетонной смеси.

b791f8de265608583884a7cca49e064b.jpg

Эксплуатация комплексного оборудования при проведении ремонтно-строительных дорожных работ

Сегрегация (расслоение) применительно к асфальтобетону может быть температурной или фракционной. Явление сегрегации неизбежно возникает в процессе транспортировки готовой смеси от производственного предприятия до участка, на котором ведется строительство.

В ходе транспортировки материала происходит его остывание на участках соприкосновения с кузовом автотранспортного средства. Кроме того, смесь остывает сверху так как, чаще всего, перевозится в открытом состоянии. При протекании этих процессов на дно кузова осаждаются тяжелые фракции смеси.

В результате смесь расслаивается по температурным и фракционным параметрам, следовательно, при укладке полотна, оптимальные прочностные параметры не могут быть гарантированы.

Важно: Если не позаботиться о приостановлении сегрегационных процессов, ремонт дорожного покрытия при нормальной эксплуатации придется проводить как минимум раз в 2–3 года. .

0066de3f2be5088e32cfc168d0fd23cd.jpg

Схема устройства перегружателя (дисегрегатора)

Эффективным решением данной проблемы является перегружатель асфальтобетонной смеси. Если раньше технологическая цепочка состояла из самосвала, из которого смесь отгружалась прямо в асфальтоукладчик, и самого укладчика, то для предупреждения сегрегации вводится дополнительное звено — перегружатель.

Посредством этой техники смесь из самосвала перегружается в асфальтоукладчик. В процессе перегрузки, материал доводится до оптимальной рабочей консистенции и до рабочей температуры по всему объёму.

Разумеется, применение дополнительной спецтехники оборачивается удорожанием себестоимости готового результата, но прочность сданного в эксплуатацию полотна увеличится в разы.

На фото современный перегружатель

Современный перегружатель оборудован специальным вместительным бункером, способным обеспечить непрерывный процесс подачи асфальтобетона, что позволяет сократить сроки, необходимые для укладки покрытия.

Реклама

Weiler

Фирма Weiler (до 2005 г. являлась структурным подразделением компании Caterpillar) ежегодно выпускает примерно 40 перегружателей. На российском рынке предлагаются колесные антисегрегационные перегружатели мод. E1250А и E2850.

Модель E1250А предназначена для перемещения горячей асфальтобетонной смеси из самосвала в асфальтоукладчик для обеспечения непрерывной укладки, при этом у машины нет бункера для хранения материала – он пересыпается из конвейера разгрузки в конвейер загрузки. Но это происходит не напрямую, как у той же модели Roadtec MTV-1000, а через так называемый бункер повторного перемешивания, расположенный под конвейером разгрузки. В этом бункере имеется сдвоенный переплетающийся (с чередованием) шнек, который перемешивает сегрегированные как по размеру, так и по температуре частицы и сужает поток материала для поступления на конвейер загрузки – то есть смесь проходит через шнек в процессе падения. Инженеры компании Weiler считают, что другие смесительные системы, в которых шнеки заполняются материалом, делают их перемешивающую способность менее эффективной.

У мод. E2850 имеется собственный встроенный бункер для хранения материала массой до 23 т. Сегрегация асфальтобетонной смеси устраняется за счет работы шнеков, перемешивающих хранящийся в бункере материал непосредственно перед его загрузкой в асфальтоукладчик.

6b8867cc39006b8b5f9613759d39303a.jpg

Конвейер загрузки у мод. E1250А может подниматься на высоту до 3,5 м, у E2850 – до 4,88 м. Мод. E1250А оснащается турбодизелем Cat C7 мощностью 250 л.с., мод. E2850 – мотором Cat С9 мощностью 300 л.с. Привод ходовой системы у машин гидростатический, на четыре колеса, с двухскоростными двигателями и планетарными приводами.

5 Отбор проб и приготовление образцов

В качестве образцов для испытания используется асфальтобетонная смесь, приготовленная в лабораторных условиях или отобранная в процессе производства работ при устройстве асфальтобетонного покрытия (смесь может быть отобрана на любом этапе производства работ: асфальтобетонный завод, кузов автомобиля-самосвала или бункер асфальтоукладчика).

Масса отобранной пробы составляет не менее 10 кг для песчаных асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2009, не менее 20 кг для мелкозернистых асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2009, ГОСТ 31015-2002 и не менее 40 кг для крупнозернистых асфальтобетонных смесей по .

Раздел 6. Контроль качества

а) Устройство асфальтобетонного покрытия с применением перегружателей должно производиться в соответствии с [1].

б) Основные геометрические параметры и характеристики уложенного асфальтобетонного слоя должны соответствовать требованиям [1], в частности:

ширина слоя;

толщина слоя;

ровность;

поперечный уклон;

высотные отметки по оси;

коэффициент уплотнения;

коэффициент сцепления шины автомобиля с покрытием (для верхних слоев).

Примечания:

1 Температура асфальтобетонной смеси при укладке в покрытие должна быть не ниже 120 °С. Допускается ее снижение на 20 °С при условии использования ПАВ или активированных минеральных порошков.

2 Коэффициент уплотнения через 1 — 3 суток после укатки должен быть не ниже:

— 0,99 для плотного асфальтобетона из горячих смесей типов А и Б;

— 0,98 для плотного асфальтобетона из горячих смесей типов В, Г и Д, пористого и высокопористого асфальтобетона.

3 Верхний слой асфальтобетонного покрытия должен иметь ровную однородную шероховатую поверхность без разрывов и раковин, с ровными кромками. Дефектные места не допускаются.

в) Операционный контроль качества представлен в таблице 1.

г) Отбор проб осуществляют согласно ГОСТ 12801.

д) Физико-механические показатели материала устроенного асфальтобетонного слоя должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128.

Таблица 1

№ п/п Основные операции, подлежащие контролю Проверка основания перед укладкой асфальтобетонной смеси.

Разбивочные работы

Устройство слоя покрытия Уплотнение асфальтобетонной смеси
1 Состав контроля 1. Чистота снования

2. Ширина основания

3. Высотные отметки основания

1. Температура смеси при укладке

2. Ровность слоя

3. Толщина уложенного слоя покрытия

4. Соблюдение поперечного уклона и ширины

1. Степень уплотнения смеси

2. Поперечный уклон верхнего слоя покрытия

3. Ровность верхнего слоя покрытия

4. Высотные отметки

2 Метод и средства контроля Визуальный, инструментальный

1. Визуально

2. Мерная лента, стальная рулетка

3. Нивелир, копирная струна

Инструментальный визуальный

1. Термометр

2. 3-метровая рейка, клин

3. Мерник толщины

4. Визуально

Инструментальный лабораторный

1. Контрольный проход тяжелого катка, вырубка образцов

2, 3. 3-метровая рейка

4. Нивелир, мерная лента, стальная рулетка

3 Режим и объем контроля 1. Вся захватка

В начале смены

2. Не реже чем через 100 м

3. Не реже чем через 100 м

1. В каждом автомобиле-самосвале

2. Не реже чем через 100 м

3. Не реже чем через 100 м

4. Не реже чем через 100 м

1. Пробы (не менее трех на 7000 м2)

2, 3. После двух-трех проходов катка

4. По окончании уплотнения

4 Лицо, контролирующее операцию Мастер Мастер Мастер, лаборант, геодезист
5 Лицо, ответственное за организацию и осуществление контроля Прораб Прораб Прораб
6 Привлекаемые для контроля подразделения Лаборатория

Геодезическая служба

7 Где регистрируются результаты контроля Общий журнал работ Общий журнал работ Общий журнал работ, журнал лабораторных работ, журнал нивелировки

е) При проведении работ по укладке верхних слоев асфальтобетонного покрытия, необходимо обеспечить следующие показатели равномерности температуры за асфальтоукладчиком:

Разность температур температурного поля укладываемого асфальтобетонного покрытия должна составлять не более 7 °С.

В случае, если разность температур в одном температурном поле покрытия составляет от 7 °С до 10 °С, организация, осуществляющая укладку, должна принять необходимые меры по устранению температурной сегрегации асфальтобетонной смеси. При повторной фиксации разницы температур в температурном поле покрытия в пределах от 7 °С до 10 °С или разовом выявлении температурной сегрегации >10 °С, укладка асфальтобетонного слоя должна быть приостановлена, а участок покрытия должен быть заменен на новый, соответствующий вышеуказанным требованиям.

(Измененная редакция. Изм. от 15.05.2017 г.)

Библиография

[1] Автомобильные дороги
Ключевые слова: устройство асфальтобетонных слоев, перегружатель асфальтобетонной смеси, основные технологические операции, контроль качества

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Инновационный технический центр».

2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства.

3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 28.12.2011 № 1013-р.

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. 1

1 Область применения. 1

2 Нормативные ссылки. 1

3 Термины и определения. 2

4 Средства контроля и вспомогательное оборудование. 2

5 Отбор проб и приготовление образцов. 3

6 Порядок проведения испытания. 3

7 Обработка результатов испытания. 4

7.1 Вычисление показателя сегрегации вяжущего в асфальтобетонной смеси. 4

7.2 Вычисление показателя сегрегации каменных материалов в асфальтобетонной смеси. 4

7.3 Вычисление показателя качества асфальтобетонной смеси. 4

8 Точность вычисления результатов. 5

9 Требования безопасности и охраны окружающей среды.. 5

ОДМ 218.3.016-2011

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по определению фракционной сегрегации асфальтобетонных смесей

Оставьте ответ

Введите свой комментарий
Введите имя