Домой Теоретические знания Садовые бетонные бордюры своими руками

Садовые бетонные бордюры своими руками

Классификация

Изготовители производят данный вид камня лишь определенных размеров, что регулируется нормами с обязательным их исполнением. Обычно для производства такого камня применяют бетон марки В30 либо В22,5, они отличаются различной формой и назначением. Иногда от нормы разрешается отклоняться, однако подобные отклонения должны быть урегулированы с необходимыми службами.

По большей части изделия обладают формой параллелепипеда, однако если необходимо оформить закругленную часть клумбы, то может быть изготовлена криволинейная продукция. Помимо этого, в ассортимент бордюрного камня входят:

  • изделия с плавными расширениями;
  • изделия с прерывистыми расширениями;
  • изделия с лотками;
  • въездные изделия.

Также, согласно нормы, подобная продукция, подлежит маркированию с помощью цифр и букв. Эти данные означают:

  • вид бетонного изделия;
  • длина продукта;
  • высота продукта;
  • ширина изделия;
  • радиус кривизны для криволинейного бордюра.

70891dff9e0573afea9c6a3ac88efd40.jpgБортовые материалы производят длиной 50, 100, 300 сантиметров. Высота изделий может колебаться от минимальных 20 сантиметров до максимальных 60 сантиметров. Бортовые камни могут иметь ширину от 15 сантиметров до 20.

Если же необходим бордюр длиной более 5 метров, то при изготовлении он подлежит армированию. Также существует классификация бетонных материалов согласно назначению:

  • садовый бордюр;
  • бордюр для дорог;
  • бордюр тротуарный.

Маркировка

Включает буквенное обозначение, соответствующее функциональному назначению и форме вытянутых блоков, и 3 цифровых индекса – длину, высоту и ширину в мм.

Маркировка согласно ГОСТ 6665-91 Функциональное назначение, краткое описание
БР Бордюрный рядовой камень
БУ То же, с уширением
БУП С прерывистым уширением. Представляют собой прямоугольный параллелепипед со скосом в одну сторону
БЛ Прямой с лотком, рекомендуемый для установки на участках с высоким риском размытия полотна магистрали или обычной дорожки под влиянием обильных осадков
БВ Въездной
БК Радиальный

a275ab6ecdaffcc512d871de6e5af460.jpg

Стандартные размеры тротуарных бордюров из бетона приведены ниже:

Маркировка Габариты, см
Длина Высота Ширина
БР 100 — 600 20-60 8-20
БУ и БУП 300 30 29-32
БЛ 32 68-118
БВ 100 30 15-18
БК, имеет радиус кривизны 5-15 м 18-21

Все разновидности камня проходят обязательный контроль прочности на сжатие и изгиб, трещиноустойчивости, морозостойкости, водопоглощения и геометрической точности форм и размеров. Отклонения от заявленных линейных характеристик не должны превышать ±6 мм по длине для 1 м тротуарного бордюра и ±10 для 3 и 6 м, ±4-6 мм по высоте, ±4 мм по верхней кромке, ±6 по основанию. У армированных разновидностей минимальный отступ металла от краев составляет 5 мм.

Прямые и радиальные бордюры из гранита обходятся дороже, их стоимость напрямую зависит от размера и декоративности сырьевого материала. Их подбирают в тон или контраст тротуарной плитки или дорожного полотна и устанавливают на объектах с повышенными требованиями к долговечности и эстетичности.


Бордюрный камень для приусадебного участка и дачи

Дачный и приусадебный ландшафт тоже оформляется с использованием бордюров. Его функции те же, что и в городской черте – защита и определение границ. На территории дачного участка не используется массивный дорожный или магистральный камень. Он недешев, а масса и габариты затрудняют самостоятельный монтаж без применения тяжелой техники.

51fd0282aac7291fdb47f1308b3402a1.jpg

Дорожки, клумбы, грядки на приусадебном участке разделяют тонким тротуарным бордюром. При использовании тротуарной плитки, одновременно с ее элементами заказывают и бордюры подходящего дизайна и цвета.

Размеры и характеристики

  • БР100.30.15 – отделяет тротуар от проезжей части. Его маркировка содержит основные характеристики: БР – бордюрный камень; 100 – длина 1 метр; высота и ширина, соответственно, 30 и 15 сантиметров. Вес одного элемента зависит от использованных при производстве материалов, он составляет 95-150 кг.
  • БР100.22.15 – низкий дорожный бордюр тоже востребован при оформлении дорог. Из маркировки видно, что при длине в 1 метр, ширине 15 сантиметров, он имеет высоту 22 сантиметра.
  • БР100.45.18 – высокий магистральный бордюр. Этот вид используется при оформлении шоссе, городских магистралей и трасс. Он защищает тротуар и продлевает срок использования дорожного полотна. Способен выдерживать значительные механические нагрузки. Размеры: длина – 1 метр, ширина – 18 сантиметров, высота – 45 сантиметров. Масса одного элемента – 180 кг.
  • БР100.20.8 – садовый тротуарный бордюр. Компактное изделие с небольшой фаской. Вес одного камня – около 40 кг, длина – 1 метр, ширина – 8 сантиметров, высота – 20 сантиметров.

Являясь элементом, обеспечивающим безопасность и эстетику на проезжей части, бордюрный камень изготавливается согласно ГОСТу.

125b9d6a3977cf6eb31dd02df74f32de.jpgНа фото – пример оригинального применения садового бордюрного камня

ГОСТ 6665-91 распространяется на изделия из бетона и железобетона (бордюрные камни). Этим документом регламентируется форма и размеры изделия, марка бетона, используемая для изготовления, и показатели материалоемкости.

  • БР100.30.15 – отделяет проезжую часть и внутриквартальные проезды от тротуара.
  • БР100.30.18 – отделяет проезжую часть от тротуаров, газонов, территории остановок и полотна трамвайных путей.
  • БР300.45.18 – предназначен для отделения дорог от тротуаров, съездов с насыпью высотой не более 2 м.
  • БР300.60.20 – отделяет проезжую часть от тротуаров в тоннелях и на съездах с насыпью высотой более 2 м.
  • БР100.20.8 – отделяет тротуары от газонов.
  • БУ300.30.29 – отделяет проезжую часть внутриквартальных проездов от газонов и тротуаров.
  • БУ300.30.32 – отделяет проезжую часть дороги от газонов и тротуаров.
  • БЛ300.32.68 – используется для устройства полос безопасности.
  • БВ100.30.18 – для оформления въездов используется вместе с рядовым камнем соответствующего размера.
  • БК100.30.18.5-БК100.30.18.15 – применяются при оформлении криволинейных участков.

Свойства, подлежащие контролю: трещиностойкость, прочность на сжатие, растяжение при изгибе, морозостойкость, водопоглощение, геометрическая правильность.

Изготовление бордюрного камня

Свойства бордюрного камня обусловлены правильным соотношением рекомендованных материалов и соблюдением технологии производства.

8c85a242670ba743c7f168d066e6447a.jpg

Материалы: бетонная смесь с добавками, обеспечивающими пластичность, заполнителями – щебнем, гравием, доменным шлаком. Для экономии цемента, в бетонную смесь допустимо добавление шлака, золы, золошлаковой смеси.

Государственными нормами рекомендуется изготовление бордюрного камня путем вибропрессования.
Использование вибрации позволяет удалить из смеси воздух и равномерно распределить все компоненты.

Этапы производства

Дозированные компоненты поступают в бетоносмеситель. Готовая смесь направляется в формообразующую оснастку (вибропресс, вибростол с формами), где формуется и уплотняется. Следующий этап сушка. На некоторых предприятиях ее заменяет пропарка в камерах с высокой влажностью и температурой, позволяющая сократить время изготовления.

На видео – бордюрный камень своими руками:

Специальные формы позволяют производить небольшие партии на вибростоле.

Разные виды бордюра служат для разделения, эстетического, геометрически правильного и безопасного оформления улиц, дорог, садовых дорожек (об изготовлении садовых дорожек написано ),  приусадебных участков.

СНиП 35-01-2001 и ГОСТ 6665-91

Интересно, что документ (строительные нормы и правила), который должен помочь велосипедистам преодолевать бордюрный камень и легко въезжать на тротуары, предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. Тут интересы велосипедистов совпадают с интересами инвалидов-колясочников. А так как Россия подписалась под Декларацией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей в 1975 году, то и в законодательстве существуют статьи, которые нам, велосипедистам, полезны.

Цитата из действующего СНиП 35-01-2001:

3.4 Высоту бордюров по краям пешеходных путей на участке рекомендуется принимать не менее 0,05 м . Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м .

Этот «снип» (строительные нормы и правила) входит в международный Классификатор ISO 91.040.01, обеспечивающий инвалидам возможность вести активный образ жизни.

Материал для изготовления садового бордюра

Для производства садовых бордюров используется мелкозернистый бетон, который должен готовиться в соответствии с рекомендациями, изложенными в ГОСТ 6665-91:

  • Марка бетона М300(В 22,5).
  • Подвижность бетона: П2-П3.
  • Содержание вовлеченного воздуха: 4-5%.
  • Пропорции компонентов (Ц: П: Щ:В):1:2:3,3:0,4.
  • Связующее: портландцемент ЦЕМ I 32,5Н ПЦ.
  • Крупный заполнитель: гранитный щебень или гравий или доменный шлак с наибольшим размером фракции 20 мм.
  • Марка крупного заполнителя по прочности на сжатие: 1000; по морозостойкости F
  • Мелкий заполнитель: природный песок с модулем крупности частиц 2,2.

Для обеспечения показателей подвижности и вовлеченного воздуха используются присадки, добавляемые на этапе перемешивания компонентов: «Суперпластификатор С-3» в количестве 0,7-0,7 от массы цемента и «Смола нейтрализованная воздухововлекающая» в количестве 0,15-0,2 от веса связующего.

Важно! При изготовлении бетона для производства бордюра, следует строго соблюдать водоцементное соотношение: 1 часть цемента, 0,4 части вода. . Собственно технология замешивания бетона ничем не отличается от стандартной

Этапы технологии: перемешивание порций сухих компонентов: цемента, песка и щебня, добавление воды и присадок, повторное перемешивание до однородной консистенции в бетономешалке или вручную.

Собственно технология замешивания бетона ничем не отличается от стандартной. Этапы технологии: перемешивание порций сухих компонентов: цемента, песка и щебня, добавление воды и присадок, повторное перемешивание до однородной консистенции в бетономешалке или вручную.

Стоимость камней

Ценник на бордюрные камни варьируется в зависимости от разновидности изделия, его размеров и предназначения. Самым низким ценником характеризуются тротуарные варианты. Их стоимость стартует от 60 рублей за штуку.

0c127e076fb87c4c5040ec62593f5c4d.jpg

Усиленные дорожные изделия средних параметров имеют ценник от 290 до 480 рублей за штуку. Дорожные камни с параметрами 300 х 30 считаются самыми дорогостоящими. Их минимальная цена — 1400 рублей.

К расходам на приобретение материалов следует добавить стоимость цемента, песка и работ по укладке бордюрного камня. Если монтаж изделий осуществляется на собственном участке, все предстоящие работы можно выполнить самостоятельно.

Бордюр дорожный

Бордю́р (фр. bordure «кромка», «кайма», «обрамление») в дорожном строительстве — способ укладки профильного разделителя между проезжей частью и тротуаром.

Бордюр — общеизвестное название края дороги, стыка ее с тротуаром. Данное наименование распространено повсеместно в России, за исключением Санкт-Петербурга, а также Екатеринбурга, Новосибирска и Кургана. Жители этих городов называют его поребриком. Это одно из наиболее известных отличий речи петербуржцев.

Есть мнения о том, что называть бордюром любой стык дороги с тротуаром неправильно. Например, писатель-фантаст Святослав Логинов, петербуржец, в своем эссе «Пышка, пончик и «аладья»» указывает на то, что оба эти термина имеются в ГОСТах, и значения их немного различны. Однако, несмотря на возможную формальную неправильность такого именования, оно, как сказано выше, распространено в России.

Необходимость использования бордюрного камня при укладке тротуарной плитки — очевидна, ведь помимо визуального эффекта от обрамления бордюром фрагментов мощения, последний несет в себе нагрузку по долговечности укладки тротуарной плитки. Практика показывает, что после таяния снега (через сезон) при условии, что бордюрный камень не использовался в укладке, площадки мощения, уложенные плиткой, расходятся, то есть между плитками образуется зазор, скапливается вода, что способствует дальнейшему разрушению площадок укладки тротуарной плиткой. Поэтому настоятельно рекомендуется всегда использовать бордюрный камень для обрамления поверхностей, где произведена укладка тротуарной плиткой.

Питерский писатель-фантаст Святослав Логинов утверждает, что «поребрик» — правильное наименование профильного разделителя в случаях, когда тротуар приподнят по сравнению с проезжей частью.

В инструкции по строительству полносборных покрытий городских дорог ВСН 1-94 (выпущен в 1996, действующий документ), ни бордюр, ни поребрик не упоминаются, оба этих слова заменены универсальным «бортовой камень». Слово «поребрик» вообще не упоминается ни в одном ГОСТе о дорожном строительстве. Упоминается же он в коммерческих предложениях об оказании услуг с названием «устройство поребриков», с указанием ГОСТа 52289-2004 (действующий документ), в котором, опять-таки, встречается только бордюр.

Таким образом, можно сделать вывод, что поребрик — это народное название неопределенно выглядящего ограждения дорожного полотна от других пространств. Бардюр же имеет место и имеет определенную форму, установленную по ГОСТу. Так, в вышеуказанном ГОСТе есть упоминание о боковой поверхности бордюра и о его верхе (нанесение разметки), что указывает на его приподнятость над дорожным полотном и видимость верхней части, там же упоминаются «Островки безопасности», должные быть обозначеными разметкой или бордюрным камнем и быть высотой 10 см. А уже в ГОСТ Р 52767-2007 (Российской Федерации), выпущенном в 2007 г. (действующий документ), можно найти следующее:

4.2.4. Направляющие островки.

Высоту бордюра направляющих островков измеряют с использованием уровня по ГОСТ 9392 и измерительной линейки по ГОСТ 427.

Высоту бордюра определяют измерением зазора между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, установленного в горизонтальном положении на верхнюю грань бордюра. Высота бордюра в любой его точке не должна превышать 10 см.

4.2.5. Островки безопасности

Высоту бордюра островков безопасности измеряют в соответствии с 4.2.4. Высота бордюра в любой его точке должна составлять (10 ± 1) см.

Таким образом, согласно данному ГОСТу, верх бордюра находится на одной высоте с самим островком (10 см), то есть выглядит он точь-в-точь как край любого тротуара.

От чего зависит размер тротуарного бордюра

c29242602f2337cc79b66cd8f8ba888f.jpg

Разумеется, поребрик не является самостоятельной единицей на вашем участке. Он всегда выбирается и устанавливается в зависимости от самой плитки

Тут важно не забывать и о предназначении площадки. Например, если это пешеходная дорожка, то размер тротуарного бордюра может быть в районе 0,3 м в высоту и 20 см в ширину

А вот для аллей и есть и облегченные вариант с соотношением 20:8 см. Не стоит пытаться стандартизировать производство, однако можно выделить три основных типа бордюра:

  • Классические поребрики. Например, дорожный бордюр 1000х300х150 нельзя назвать поребриком из-за слишком больших показателей высоты и ширины. В то же время оптимальное решение – 200:50 мм;
  • Парковые блоки. Их величина обычно достигает 211 мм в ширину и 70 мм в высоту. Это нечто среднее между поребриком и дорожным решением;
  • Бордюры для ограничения дорожного полотна. Обратите внимание на типичного представителя в нашем каталоге – бордюр 500х200х60 мм.

Однако несмотря на классификации, куда важнее просто сделать правильный выбор. Для этого вам достаточно проконсультироваться со специалистом, рассказав ему о плитке, которая используется на вашем участке, а также о технологии её укладки. Если вы обращаетесь в компанию «Рентек», то у вас нет необходимости вникать в тонкости процесса – мы оказываем комплексные услуги для своих клиентов, куда входит и правильная установка бордюра.

Материалы для изготовления

Сегодня на территориях частного домовладения и садовых участках можно встретить каменные, деревянные и . К каменным материалам относят бетон, природный камень, клинкерный кирпич и керамические изделия.

Наиболее распространен садовый бортовой камень из бетона. Он отличается невысокой стоимостью, прочностью и долговечностью. Его можно изготовить и установить самостоятельно, при этом изготовление своими руками позволяет получить материал любой формы и разных цветовых оттенков, которые будут хорошо сочетаться с плиточным или брусчатым покрытием дорожки.

Предприятия, выпускающие строительные материалы, производят три вида бетонных бордюр:

  • Магистральный;
  • Дорожный;
  • Садовый.

Как видно из названий, они различаются по своему назначению и могут иметь различный размер. Стандартные размеры, маркировка, вес, способ изготовления и другие требования к этим материалам регламентируются ГОСТ 6665-91. Изделия имеют прямоугольное поперечное сечение с половинным скосом на одной боковой стороне.

Самостоятельная установка бордюра для тротуара

Тротуарный бордюр удобен в установке, что является неоспоримым преимуществом данного вида продукции. Достаточно соблюдать такой порядок выполнения работ:

  • Проводится разметка территории с учётом особенностей ландшафта.
  • Согласно выполненной разметке вбиваются колышки, между которыми натягивается нить. Это будет уровень верхней части бордюра.
  • Затем формируется траншея по всей длине размеченной территории. Глубина составляет 1/3 от верхней точки камня, ширина – на 10 сантиметров больше размера блока.
  • Дно траншеи уплотняется, чтобы исключить проседание грунта.
  • Заливается цементно-песчаный раствор. Рекомендуемое соотношение материалов 1:3 для цемента и песка соответственно. Смесь должна иметь подвижность удобную для заливки, но не быть слишком жидкой.
  • Установить бордюр по уровню шнура. Камни выравнивают по высоте, подкладывая под низ раствор.
  • Стыки также заполняются раствором, установленные бордюры оставляют на 24 часа, чтобы раствор схватился.

Затем свободное пространство траншеи заполняют грунтом, который необходимо тщательно утрамбовать. На завершающем этапе производится монтаж тротуара.

Применение

83cb75de73c1264b308762bab8c5566b.jpg

Существует несколько распространенных областей применения бортового камня.

  1. Разграничение проезжих частей дорожного полотна, пешеходных зон для обеспечения безопасности на улицах и автомобильных магистралях.
  2. Укладка с целью увеличения сроков службы дорожных покрытий при высокой вероятности размывания и преждевременного повреждения покрытий.
  3. Использование в качестве элемента ландшафтного дизайна при обустройстве садовых дорожек, разграничении приусадебных участков. Установка бортового камня также выглядит целесообразной при организации клумб и зеленых лужаек.

Виды бордюров

По своему назначению бордюр разделяют на следующие виды:

  1. Садовый – этот камень применяют при составлении ландшафтных дизайнов. С помощью такого бордюра украшают клумбы и дорожки. Данный вид выполняет декоративные функции, цветовая гамма легко выбирается под оттенок тротуара. Такой камень отличается небольшими габаритами и массой. Он максимально защищает дорожки от грязи, которая может попасть на их поверхность с газонов.
  2. Тротуарный – камень компактных размеров, монтируется быстро, отлично помогает оформить тротуар для пешеходов. С его помощью предотвращают разрушение дорожек, обеспечивают благородную и аккуратную внешность всей благоустроенной территории. Этот вид бордюрного камня определяет зоны для перемещения пешеходов, предоставляет возможность двигаться по чистой поверхности.
  3. Дорожный – такой камень устанавливают вдоль автомобильных дорог, чтобы сохранять целостность покрытия дорог и расположенных вдоль них тротуаров. Кроме того, бордюр дорожный бетонный предназначен для защиты людей от случайных «наездов» автомобилей. Основное отличие такого вида – большая высота бортовых камней и отменная прочность. Для их изготовления применяют смеси тяжелых бетонов.

6a702967f297c370097dec5b5d4d23e9.jpg

Бордюры разделяют на односторонние и двухсторонние. Первый вариант используется при устройстве ярусного расположения дорожек, тротуаров или площадок. С помощью второго разделяют одинаковые уровни сопряженных зон.

Тротуарный бордюр

Разновидности тротуарного типа активно используются в процессе благоустройства городских скверов, парков, цветников, площадей и прочих общественных мест. Они отделяют пешеходную часть дороги от газона, предотвращают размывание клумб и цветников в результате стекания большого количества осадков с асфальтированной поверхности.

Тротуарный бордюрный камень бывает садовой разновидности. Он отличается увеличенной длиной и уменьшенной шириной. Такие изделия характеризуются большим разнообразием форм и обширной цветовой гаммой, что позволяет их использовать в ландшафтном дизайне.

667a2eb943ef6440f41eb7e69eda68cf.jpg

Тротуарные бордюры используются как в пределах города, так и на территории загородных участков. Их небольшой вес позволяет применять данную продукцию для разграничения садовых зон, при оформлении клумб и цветников, в процессе мощения тропинок из щебня и брусчатки.

Классификация

08eb37a7b354a4b63592339397cea640.jpg

Бортовой камень принято классифицировать в первую очередь согласно материалам изготовления. Другими определяющими отличиями отдельных типов материала выступают габариты, способы производства, назначение. Указанные факторы в комплексе определяют стоимость конкретных изделий.

В настоящее время распространенными материалами для производства бортового камня служат:

  • бетон;
  • гранит;
  • железобетон;
  • карьерный камень.

Естественно, стоимость материала, изготовленного из натурального горного сырья, будет на порядок выше по сравнению с бетонными либо железобетонными изделиями.

Что касается изготовления цветного садового бортового камня, то здесь в качестве основы применяется портландцемент, различные фракции песка, цемента, щебня и всевозможных добавок.

Особенности применения разных видов изделий

Согласно терминологии, применяемой в действующем стандарте, бордюрный камень называется камнем бетонным или железобетонным бортовым.

Он используется на протяжении столетий в различных областях:

  • в дорожном строительстве для отделения зоны движения пешеходов от проезжей части. Это позволяет создать безопасные условия для передвижения, а также фиксирует полотно дороги;
  • при благоустройстве зон отдыха, ландшафтном дизайне, а также для оформления садовых участков. Он отделяет зеленые насаждения, предохраняя грунт от размывания водой.

Изделие производится из качественной бетонной смеси методом полусухого вибрационного прессования, что позволяет обеспечить повышенные эксплуатационные характеристики. Нормативный документ допускает изготовление из гранитного камня, а также железобетона.

7b253574e01f990f0bc092c5600cf568.jpg

Бордюры, изготовленные методом полусухого вибропрессования обладают высокими качественными характеристиками

Бортовой камень ГОСТ классифицирует по видам, которые отличаются областью применения:

  • дорожный. Он востребован при строительстве автодорог в населенных пунктах, при создании границы между проезжей частью и пешеходным участком. Камень обеспечивает целостность полотна дороги, затрудняя его смещение под воздействием нагрузок, а также усиливает тротуарное покрытие;
  • магистральный. Используется в области дорожного строительства при сооружении автомобильных магистралей, расположенных за пределами населенных пунктов. Согласно стандарту изготавливается из бетона повышенных марок, что повышает его прочность и ресурс эксплуатации. Отличается увеличенной длиной;
  • тротуарный. Незаменим при осуществлении мероприятий по благоустройству парковых зон, городских скверов, дорожек, площадей, тротуаров. Обеспечивает защиту газонов, цветников, клумб от размывания в результате интенсивных осадков. Характеризуется разнообразием форм и цветовых решений;
  • садовый. По форме сечения напоминает тротуарный камень, однако имеет увеличенную, по сравнению с тротуарным, длину и уменьшенную ширину. Применяется при создании зон отдыха, благоустройстве парков, оформлении скверов, а также декоративной отделке газонов на дачных участках;
  • газонный. Является достаточно популярной разновидностью бордюрных камней. Используется в качестве декоративного элемента при оформлении дорожек и клумб, расположенных на дачных участках, а также при разбивке садовых зон. Отличается уменьшенным размером по высоте, небольшим весом.

Все виды бордюрного камня применяются с целью организации водоотвода, так как они возвышаются над основной поверхностью. Это позволяет направить поток воды в нужном направлении.

a47110de46a6328bde31780252ea4d03.jpg

Основные виды вибропрессованого бордюра – магистральный бордюр, дорожный бордюр и садовый бордюрный камень

Бордюр садовый и дорожный в чем разница

Садовый бордюр, прежде всего, выполняет декоративную функцию – четко очерчивает форму клумб и газонов, выделяет дорожки и предотвращает разрушение их облицовки – тротуарной плитки или асфальта. Этот вид бортового камня отличается миниатюрными габаритами.

А вот для облагораживания стоянок, паркингов, площадок, дорог, придворовых территорий используют более высокий дорожный бордюр. Ввиду повышенных требований относительно прочности, при монтаже дорожного борта часто используется бетонное основание. Все виды бортового камня на заводе ЖБИ-4 производятся в строгом соответствии с действующими ГОСТами и ТУ.

На что обращать внимание при выборе бордюров для тротуарной плитки

2a3e0edf9fe7a5959d3a0ffcb820f5de.jpg

Как мы уже отмечали – нет ничего важнее, чем правильно выбрать материал. И здесь важен не только и не столько размер бордюра для тротуарной плитки, как другие факторы. Какие? Вот некоторые из них:

  1. Климат. В зависимости от того, где будет происходить сама установка и следует выбирать изделие. На это влияет также длина камня и сама высота его заложения под грунт.

    СНиП 35-01-2001 и ГОСТ 6665-91

    Помните, что по документу ТУ-001-56495054-2004 материал можно назвать качественным только в том случае, если он переживает 200 циклов полной разморозки и заморозки. И да, это порядка 40 лет;

  2. Состав изделия. В частности, мы говорим о дополнительных добавках, которые нередко используют производители в своих бордюрах. Это положительный момент, потому что сильно влияет на механическую устойчивость, термостойкость, а также на возможности отталкивания воды. Поинтересуйтесь перед покупкой об этом;
  3. Цвет и другие внешние характеристики. Наконец, пришло время обратиться и к эстетическим ценностям. Вы знаете, что размер бордюров для тротуарной плитки может быть совершенно разным, но что насчёт выбора формы, цвета и других характеристик? Возможно, вам следует проконсультироваться со своим ландшафтным дизайнером.

Сделать выбор непросто, но в нашем каталоге есть всё для того, чтобы вам было удобно. Любое изделие, например, бордюр 500х200х40 мм имеет все необходимые перечисленные характеристики, цветовые возможности и расширенное описание. Вам лишь достаточно оставить заявку и дождаться обратного звонка. Но если у наших клиентов возникают вопросы, мы всегда рады помочь. Пишите, звоните. Мы расскажем про размеры тротуарного бордюра, его дополнительных характеристиках и уточним любые детали.

Приготовление бетона

Бетонную смесь для изготовления бордюрного камня лучше всего . Это обеспечит лучшее качество и высокую прочность готовых изделий. Вымешивать вручную — это долго, тяжело и некачественно, поскольку в состав компонентов входит щебень.

Обратите внимание на чистоту воды и отсутствие глины в песке. Наличие примесей снижает марку бетона и уменьшает долговечность бордюрного камня

Поэтому перед приготовлением смеси песок рекомендуется просеивать, а воду использовать водопроводную или колодезную.

Для того, чтобы готовый бордюрный камень легко вынимался из форм, смажьте их внутреннюю поверхность машинным маслом или другой жидкой смазкой.

Объемное соотношение цемента, песка и гравия определяется как 1 : 2,5 : 3 для цемента марки М400, или 1 : 3 : 4, для марки М500. Первоначально в бетономешалку нужно загрузить половину необходимого песка, половину щебня и перемешать 2-3 минуты. Потом добавить весь цемент, остаток песка и щебня, и перемешивать сухую смесь 4-5 минут.

Пластификатор или жидкое мыло растворить воде и вылить в сухую смесь. Воду добавлять постепенно, до получения необходимой вязкости. Для получения цветных бордюр пигмент добавляют в воду и выливают в смесь. Все закладки материалов производятся при работающей бетономешалке.

Бетон готовиться одинаково для заливки в формы и в опалубку. Разница заключается только в необходимом количестве. Количество форм определяет скорость процесса. Поэтому при возможности их нужно изготовить не менее 8-10 штук.

Особенности установки и замены

Перед тем как начать устанавливать бордюры, территорию нужно разметить и подготовить поверхность. Разметку можно сделать с помощью кольев и веревки. Колышки расставляют, натягивают веревку, тем самым помечая линию будущего поребрика.

ac0504b5a110fb54ffa70c330b3f3e1e.jpg

Нужно выкопать траншею, ширина которой будет равна ширине бордюра плюс по 5 см с каждой стороны, а глубина равна 2/3 от его высоты. Дно траншеи уминается, насыпается 4 см щебня и снова уминается. Далее укладывают 2 см песка, заливают водой и снова уминают. В траншею укладывается бордюр и регулируется высота.

Для приготовления раствора нужны цемент, песок и вода в соотношении 1:3:1,5. Раствор укладывается ровным слоем в 2 см, далее выставляется поребрик по разметочной линии. Если все ровно, то оставшиеся пустоты заливаются раствором. Установка завершена.

Однако инновации не стоят на месте, созданы машины — бордюроукладчики. На сегодняшний день выпущено несколько моделей. Эти машины требуют минимальных затрат и небольшого количества рабочих. Укладчики бордюров производят до 500 метров в смену.

Срок службы любого изделия или установки ограничен. При необходимости можно заменить старые бордюры. Замена может быть как частичной, так и полной.

С точки зрения технологии и самой работы, проще провести полный демонтаж изделий с последующим монтажом нового изделия. При частичной замене подбираются камни по длине, ширине, высоте и маркировке. Если новое изделие подобрано неверно, то сложно будет избежать появления стыков, зазоров. Такая конструкция потеряет всю свою функциональность и внешний вид.

Как определяется длина бордюрного камня по маркировке

Все изделия маркируются специальным обозначением. Буквенная маркировка расшифровывается довольно просто:

  • БР — обозначение рядового бордюра;
  • БУ — изделие прямоугольной формы с уширением;
  • БУП — аналогичен БУ, но уширение является прерывистым;
  • БЛ — аббревиатура продукции с лотком для отвода воды;
  • БВ — выездной вариант со скошенным бортом;
  • БК — криволинейный бордюр со скошенной верхней частью.

Длина, а также ширина и высота изделия легко определяются по его маркировке. Рассмотрим обозначение БР100.30.18:

  • цифра 100 – обозначает длину, выраженную в сантиметрах;
  • индекс 30 – соответствует высоте, которая составляет 300 мм;
  • обозначение 18 – характеризует ширину камни, равную 18 см.

По маркировке легко определить тип изделия, а также его габариты. Это позволяет рассчитать потребность в продукции для благоустройства участка с определенными размерами.

Технология изготовления

Обычно, тротуарные бордюры изготавливают в заводских условиях, однако технология производства довольно проста, поэтому блоки можно сделать самостоятельно. Такой вариант идеально подойдёт для владельцев приусадебных участков, которые хотят разнообразить ландшафтный дизайн загородного дома.

Технологический процесс начинается с изготовления формы для отливки. Сразу нужно уточнить, что форму можно приобрести в готовом виде — это монолитная конструкция, удобная для заливки и извлекания бетонной смеси. Однако форму можно изготовить самостоятельно, использовав листы фанеры или металла.

Размер блока можно выбирать произвольно, в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Однако длина камня не должна превышать 2-х метров (иначе блок может сломаться).

Отметим, что для удобства монтажа, одна сторона блока должна иметь небольшой скос. Этого можно добиться, изготовив соответствующую форму или срезать излишки шлейф машиной после схватывания смеси.

  1. Для приготовления смеси, необходимо приготовить цементно-песчаную смесь (пропорция 1:3). Компоненты перемешивают до получения однородной массы.

    Затем добавляют щебень в соотношении 3 части камня на 1 долю сухой смеси. В состав добавляют воду, перемешивают, не допуская образования комков.

  2. После этого, смесь заливают в приготовленную форму, предварительно смазав стенки отработанным машинным маслом.

    Если планируется делать армированный бордюр, форма заполняется наполовину, затем устанавливается арматура, доливается остаток бетона. Поверхность разравнивают строительным мастерком.

  3. Чтобы можно было извлечь блок, залитая форма должна отстояться в прохладном месте 3-4 дня. После этого блок извлекают, оставляют сушиться на открытом воздухе ещё неделю. По истечении этого срока можно приступать к монтажу.

Что такое бордюрный камень

Главное предназначение бордюров — разделять тротуары и проезжую часть дороги, что необходимо для безопасности пешеходов. Их изготавливают из бетона, гранита и железобетона. Они изготавливаются методом полусухого прессования или вибролитьевого формования. Вибропрессованные бордюры отличаются высокими характеристиками качества.

e1a717b53cd060220642cb95ac36df6c.jpg

Бордюрный камень еще называют бортовым. В Санкт-Петербурге и в Новосибирске бордюр называют поребриком.

Бортовой камень бывает пяти видов:

  1. Дорожный бордюрный камень помогает создать границу между проезжей и пешеходной частями дороги. Он усиливает тротуарную плитку.
  2. Магистральный бордюр используется при строительстве дорожных автомагистралей. Он длиннее дорожного, а также отличается повышенной прочностью.
  3. Тротуарный бордюр помогает оформить площади, парки, тротуары, дорожки. Защищает газоны и цветочные клумбы от размывания дождем. Изготавливается в разных цветах и формах.
  4. Садовый бордюр применяется на дачах, в парках, скверах и в местах отдыха. Такая разновидность длиннее тротуарного.
  5. Газонный бордюр используется для декорирования дорожек и клумб, а еще поможет разделить садовый участок. Имеет небольшой вес.

Также он применяется для водоотвода.

Свойства бордюров очень тесно связаны с материалами, из которых они изготавливаются. Качество цемента и его составляющих влияют на все характеристики будущего бортового камня.

Основные характеристики

Бордюры выпускают полного и неполного окраса. Стоит отметить, что поребрики бывают разных цветов: серый, черный, красный, синий. Цена указывается за погонный метр, в разных регионах может несколько отличаться.

Поребрик (бордюрный камень) выделяется такими достоинствами:

  1. Повышенная устойчивость к низким температурам;
  2. Гигроскопичность (устойчивость к влаге);
  3. Повышенная прочность и износостойкость;
  4. Долговечность;
  5. Нескользящее покрытие;
  6. Выбор цветов, форм и размеров.

Для изготовления используют цемент с различными добавками, а также портландцемент.

Портландцемент считается очень распространенным и востребованным материалом в данной индустрии. Такой цемент получается при смешивании гипса и мелкоизмельченного клинкера. Для стойкости к негативным условиям могут применяться и дополнительные добавки. Кроме того, портландцемент насыщен минеральными добавками.

Эти минеральные компоненты делят портландцемент на следующие разновидности:

  • С повышенной отдачей тепла;
  • Устойчивый к высокой влажности;
  • Состав, который быстро твердеет;
  • Пластифицированный;
  • Устойчив к воздействию различных химических веществ;
  • Средней временной отрезок застывания.

Поребрики длиной 3 и 6 м обязательно армируются. 1 погонный метр весит 95 кг. На тротуарный бордюр рассчитана меньшая нагрузка, соответственно вес 1 погонного метра составляет 35 кг.

Срок службы и размеры

Служба бортового дорожного камня зависит от множества факторов. Срок эксплуатации зависит от качества сырья. Гранитные поребрики считаются самыми долговечными.

cd87f4c6f0a173c3e6850aece52e80fe.jpgДлительность службы обусловлена местом применения, нагрузкой и техникой установки. Как правило, дорожные служат меньше, чем садовые или тротуарные. Средний срок эксплуатации службы поребриков около 10 лет.

У бордюра и бордюрного камня размеры зависят напрямую от области применения. Самыми усиленными и прочными являются бордюры для дорог и автомагистралей. В длину поребрики изготавливаются от 50 см до 100 см. В ширину — от 8 см до 45 см. При производстве соблюдаются все требования ГОСТа.

Самостоятельное изготовление поребрика

Бывае так, что не устраивает дорогая цена, форма или длина готовых бордюров, поэтому можно их сделать самостоятельно. В строительных магазинах продаются специальные формы для заготовки поребриков. Для производства самодельной формы потребуется ДВП или фанера, скрепленные винтовыми зажимами.

Важно правильно приготовить бетонный раствор. Идеальный раствор состоит из цемента, песка и гравия в соотношении 1:1:2

При добавлении воды важно учесть, что раствор должен быть суховатым.

Если изделие большое, то потребуется армирование. В заранее приготовленные формы заливается раствор до самого верха и оставляется на сутки. Через 23 часа уже можно снимать опалубку. Главное в этом процессе — аккуратность, дабы не повредить изделие. Потом бордюры должны хорошо высохнуть, тогда их можно устанавливать.

Дорожные бордюры не раз спасали жизни людей, в новостных лентах можно найти много историй, подтверждающих необходимость установки поребриков. Даже современные архитекторы нашли свое вдохновение в этих каменных изваяниях. В Санкт-Петербурге даже установили памятник поребрику. Автором стал Вячеслав Бухаев. Данный памятник стал символов дружбы между Москвой и Санкт-Петербургом.

ceab4c1ba367c709f5b809fec063131f.jpg

Таким образом, можно сказать, что современный мир оценил необходимость бордюров. Производство развивается, скоро не понадобится и рабочая людская сила: все будут делать машины.

Виды и назначение стандартных блоков

Тротуарный бордюр – это одна из разновидностей железобетонных изделий, которые устанавливаются на отмостках тротуаров. Нужно отметить, что в продаже имеется 4 категории продукции:

  • Поребрик. Это наиболее распространённый вид камня, применяемый для разграничения газонов, пешеходных зон и велосипедных дорожек.
  • Вибролитые бордюры

    Такие изделия сразу привлекают внимание необычной формой и цветов. Продукция может выпускаться в форме ступенек, волн или дуг

    Привычный серый цвет бетонных бордюров изменяется добавлением красителей и пластификаторов. Вибролитиевые камни обычно используются в качестве архитектурных украшений.

  • Газонные блоки. Это разновидность поребрика, которая обычно обрамляет газоны, чтобы предотвратить расползание плодородного слоя почвы.
  • Дорожный камень. Эту разновидность можно считать тротуарным бордюром с большой натяжкой. Их используют для сохранения целостности дорожного полотна, поэтому изделия имеют массивные габариты, при изготовлении обязательно выполняется армирование.

Технология производства тротуарных бордюров подразумевает использование тяжёлого бетона марки М 300 или М 500. Это обязательное условие, чтобы конструкция обладала высоким запасом прочности и устойчивостью к динамическому сжатию.

Есть ли ГОСТ на высоту дорожных бордюров

Срок эксплуатации дорожного бордюра примерно 15-20 лет. Хотя по технологии высчитывается другая цифра, примерно 40 лет. При морозостойкости бордюрного камня в 200 циклов срок должен быть именно таковым, но это без учета внещних факторов,  например таких как наезды на бордюр.  Купить дорожный бордюр  в Москве и Московской области можно по ценам от 190 рублей до 300 рублей за штуку.

Характеристики                7d1cac5c0b1f843ade83013789977bf5.png

Марка прочности М400
Морозостойкость  200 циклов
Класс бетона В30

Садовый бордюр

Бордюрный камень садовый  ГОСТ 6665-91. В отличие от других бордюров имеет спрос в частном строительстве. Визуально вибропрессованный садовый бордюр легко отличить от вибролитого, первый на 3 см толще и шершавее по струрктуре. Вибропрессованный бордюр в разы прочнее и устойчивее , так же срок эксплуатации примерно 15-20 лет, в отличие от того же наименования вибролитого метода 3-5 лет.

БР 100.20.8 размер ДхВхШ 1000 х 200 х 80 мм вес 36 кг
БР 500.20.8 размер ДхВхШ 500 х 200 х 80 мм вес 18 кг

Садовый бордюр благодоря своему размеру, идеально подходит для частного благоустройства. Полметровый поребрик удобно использовать в тех случаях, когда нужно установить бордюр не по прямым линиям, например, клумбы которые идут по кругу или извилистые алеи, тротуарные дорожки. Садовыйпоребрик, так же несет декоративную функцию, с помощью разновидности цветов.  Цены на садовый бордюр 0.5 м в строительный сезон варьируются в диапазоне 50-75 рублей за штуку, на садовый бордюр метровый в диапазоне 100-130 рублей за штуку.

Характеристики                07557fbcc9ad1c05146d702d6aeab925.png

Марка прочности М300
Морозостойкость  200 циклов
Класс бетона В30

Виды бетонных бордюров для садовых дорожек

Существует три вида строительных материалов этого типа:

  • Тротуарный дорожный камень промышленного производства, изготовленный в соответствии с требованиями ГОСТ 6665-91. «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия».
  • Формовой бетонный садовый бордюр, изготовленный своими руками непосредственно на строительной площадке.
  • Декоративный бордюр, залитый в опалубку по аналогии с ленточным фундаментом.

Рассмотрим особенности каждого типа подробнее.

Бетонный формовой садовый бордюр ГОСТ 6665-91

Этот тип бордюра выпускается производственными компаниями, специализирующимися на изготовлении ЖБИ и тротуарной плитки. Готовые к установке изделия можно приобрести либо в производственной компании, либо в магазинах строительных материалов.

10233082579ba05dc99ba6fdecfc41a7.jpg

Технические характеристики садового бордюра:

  • Обозначение в соответствии с требованиями ГОСТа: БР 100.20.8 (Бордюр Рядовой 100х20х8 см.).
  • Назначение: отделение садово-пешеходных дорожек от газонов и клумб.
  • Средняя масса, кг: 40.
  • Класс бетона по прочности на сжатие: В22. Соответствует марке бетона М300.
  • Размеры садового бетонного бордюра по ГОСТ: длина 1000 см, высота 200 мм, ширина 80 мм. На верхней грани элемента выполнена декоративная фаска 15х15х45 °.
  • Материал изготовления: не армированный мелкозернистый бетон.
  • Условия твердения бетона: пропаривание при температуре не более 70 градусов Цельсия.
  • Средняя цена 1 единицы в розничной продаже: 140-185 руб. плюс доставка.

Формовой бордюр собственного изготовления

Должен соответствовать гостовскому изделию по всем техническим характеристикам, кроме двух факторов: заливка изделий производится в самодельные деревянные формы или покупные полипропиленовые формы, а пропаривание при температуре 70 градусов Цельсия заменяют вибрированием тем или иным способом.

b178c6f51fbcfea76da0650fd684b81b.jpgформа для бордюра

Соответственно качество самодельного бордюра несколько хуже, чем элементов заводского изготовления. Для определения целесообразности самостоятельного изготовления, рассчитаем примерную себестоимость бордюрного камня произведенного своими силами. Исходные данные:

  • Стоимость формы: 580 рублей.
  • Стойкость формы: до 300 циклов заливки.
  • Материал заливки: бетон М300;
  • Стоимость 1м3 бетона: 3550 руб.
  • Объем готового изделия: 0,016 м3.
  • Количество единиц получаемых из 1 м3: 1/0,016=62 шт.
  • Доля стоимости формы в одной единице: 580/300=1,93 руб.

Примерная себестоимость бордюра собственного изготовления: 3550/62+1,93=59 рублей. Подобная значительная разница в цене изделия заводского и цене самодельного изделия объясняется высокой себестоимостью пропаривания, начислениями на заработную плату, НДС и накладными расходами. Вывод. Если стоит задача получить недорогой садовый бордюр, есть смысл изготовить его своими силами.

Бордюр заливаемый в опалубку

Технология создания бордюра этого вида, аналогична технологии заливки ленточного фундамента. В предварительно отрытую и подготовленную канавку устанавливается опалубка, в которую заливается бордюр.

f611458cb53921df676f3de10b45f3d6.jpg

Опалубка выдерживается в течение 72 часов, демонтируется, готовый бордюр, болгаркой расшивается температурными швами, укрывается полиэтиленовой пленкой и после набора прочности (14-28 суток) готов к эксплуатации.

Преимущества: совмещение процесса изготовления и установки, минимально возможная себестоимость, возможность формирования элементов имеющих любую криволинейность. Недостатки: относительно низкое качество и долговечность, относительно худший внешний вид.

Установка формового бордюра для садовых дорожек

Для монтажа бордюрного камня понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • и цементно-песчаный раствор М50.
  • Мелкий щебень или речной песок для дренажа.
  • Трамбовка (кусок бревна небольшого диаметра или кусок деревянного бруса 100х100 мм).
  • Полипропиленовая или льняная бечевка, металлические или деревянные колышки.
  • Строительный уровень, штыковая и совковая лопата, ведра, шпатель.

Технология установки садового формового бордюра проста, и может быть реализована своими силами без привлечения наемной силы. Далее мы расскажем, как установить садовый бетонный бордюр своими руками.

  • Участок под садовую дорожку планируется. По обеим сторонам участка выкапываются траншеи глубиной 140 мм и шириной 120 мм.
  • Дно траншеи уплотняется трамбовкой, после чего на дно траншеи, толщиной 40 мм насыпается и уплотняется мелкий щебень или речной песок.
  • По верхнему срезу бордюрного камня, на колышки, строго горизонталь натягивается бечевка. Для контроля горизонтальности следует использовать строительный уровень.
  • Ответственный этап – установка бордюрных камней. На щебенку, тонким слоем выкладывается бетонная подушка. Верхний срез камня выставляется по бечевке и дополнительно контролируется по уровню. Далее с зазором 3-4 мм по торцу также на бетонную подушку устанавливается следующий камень и так до конца дорожки.
  • Зазоры между бордюром и траншеей заливаются бетоном, а зазоры между торцами замазываются цементно-песчаным раствором. Бетон трамбуется штыкованием, для замазывания зазоров используется тонкий шпатель.

Через 72 часа после заливки раствора наружный периметр бордюра отсыпается грунтом, после чего можно начинать формирование  полотна дорожки.

Заливка бетона в формы

Качественное изготовление бордюрных камней можно получить, используя вибростол, на который устанавливаются заполненные бетоном формы. При отсутствии такого стола бетонную смесь можно уплотнить постукиванием молотка по форме до тех пор, пока из бетонной смеси не будет удален весь воздух.

При необходимости армирования, для получения более прочных изделий, формы заполняются бетоном наполовину. Потом укладываются нарезанные по длине прутки и заливается остальной бетон. После этого производится его уплотнение вибрацией.

После обработки бетона, залитого в формы, его не вынимая нужно выдержать не менее двух суток. После этого произвести расформовку и положить выстаиваться на 3-4 недели. Только по истечении этого срока изделия будут готовы к монтажу. В противном случае вы рискуете поломать готовые бруски во время их установки.

Бордюрный камень цена зависит от трудоемкости изготовления

И садовый, и дорожный и магистральный борт изготавливается методом вибропрессования, признанным самым эффективным. Полученный таким образом бортовой камень отличается непревзойденной прочностью.

Прессованные ЖБИ отличаются не только долговечностью, но и непритязательными требованиями к эксплуатации. Это особенно актуально при производстве дорожных работ на магистралях с очень интенсивным движением.

Практика показывает, что эксплуатационные характеристики прессованного дорожного борта намного выше. К тому же такой бортовой камень получается более устойчивым к атмосферным, физическим и химическим воздействиям, чем литой аналог.

Цена на бордюрный камень обоснована не только технологией производства, но и различием форм продукции. К примеру, дорожный бордюр БР 100.30.15 обойдется дороже, чем садовый БР 50.20.8 и его метровый аналог, но значительно дешевле, чем магистральный БР 100.30.18. В компании все позиции снабжены не только детальным изображением, но и обозначениями размеров всех сторон изделий.

При размещении заказа сотрудники компании помогут подобрать нужную комплектацию, выбрать оптимальную модель борта и зарезервировать необходимое его количество.

Имеются ли недостатки у бордюрных изделий

Длительность службы бордюрных камней зависит от вида используемого в производстве сырья. Варианты из бетона считаются самыми экономичными, а продукция из гранита — более долговечный и дорогостоящий вариант. Она практически лишена недостатков бетонных изделий и способна прослужить более 40 лет.

fe31bb00a53f12b0acdae6a6db66db14.jpg

Высокая стоимость гранитных камней не позволяет использовать их повсеместно, поэтому в большинстве случаев застройщики отдают предпочтение бетону.

Какие недостатки у этого камня? При малейших отклонениях от норм производства бетонное изделие начинает усиленно впитывать влагу, что приводит к его преждевременному разрушению и появлению трещин. Срок службы такого бордюра — 3-5 лет. Если же продукция произведена строго по стандартам, то ее гарантийный срок службы — 10 лет.

Необходимые материалы и инструменты

Для изготовления бетонного бордюрного камня своими руками вам потребуются следующие материалы:

  • цемент марки М400 или М500;
  • гравий или щебень фракции не более 40 мм;
  • мытый или речной песок крупной фракции;
  • пластификатор или жидкое моющее средство;
  • чистая вода;
  • пигментный краситель (если нужно сделать цветные изделия).

В случае изготовления монолитных бетонных бордюр для садовых дорожек в перечень материалов нужно добавить материал для устройства опалубки. Это должен быть плотный гладкий листовой материал или штатная мелкощитовая опалубка заводского изготовления, бруски, гвозди и металлические штыри для фиксации опалубочной конструкции. Для усиления бетона можно использовать стальную арматуру в виде прутка диаметром 6 мм, которую соединяют вязальной проволокой.

Чтобы выполнить эту работу, потребуется следующий инструмент и оснастка:

  • бетономешалка и емкость для приема готовой бетонной смеси;
  • вибростол или погружной строительный вибратор;
  • формы для заливки бетона или строительный уровень и рулетка;
  • лопаты, мастерок, шпатель.

Для сборки опалубки при устройстве монолитного бордюра нужно приготовить молоток, ножовку и шнур.

Самодельные и купленные формы

Способов, как сделать формы для бордюр, существует много. Главное условие — наличие гладкой формующей поверхности. Поэтому в работе рекомендуется использовать:

  • листовую сталь толщиной не менее 0,7 мм;
  • водостойкую или ламинированную фанеру;
  • струганную доску и другие аналогичные материалы.

В качестве готовой формы можно использовать широкий швеллер (более чем 16-й номер). Для этого достаточно закрыть его торцы и можно заливать бетон. Чтобы обойтись без сварки, порежьте на торцах в полках пазы, а затем вставьте в них металлические пластины.

Если у вас нет желания делать формы, то их можно приобрести в магазине или взять напрокат.

Пластиковый бордюр — доступный аналог камню

Это отличное решение для оформления приусадебных участков. Такие садовые бордюры обычно обходятся дешевле бетонных аналогов, при этом намного удобнее в плане установки. Однако идеальных материалов не существует в природе, поэтому пластиковые бордюры тоже не лишены недостатков, но обо всем по порядку.

Плюсы и минусы пластика на садовой дорожке

Преимущества:

  • Широкий ассортимент. Помимо обычных ленточных моделей, в продаже можно встретить декоративные элементы, имитацию природного камня, кирпича, дерева и металла.
  • Практичность. В случае повреждения пластиковой секции, её можно легко заменить. С тротуарными бордюрами из бетона придётся повозиться намного дольше.
  • Длительный срок эксплуатации. Пластик относится к категории долговечных материалов.
  • Нейтральность к любой среде. Пластиковые изделия устойчивы к резким температурным перепадам, не боятся влажности, не выгорают на солнце.
  • Привлекательный внешний вид. Такие бордюры выпускаются в разнообразной цветовой гамме, что открывает практически безграничные возможности для оформления приусадебных участков.

Нужно отметить, что пластик легко гнётся, что позволяет создавать извилистые дорожки.

Если говорить о недостатках, нарекания вызывают такие нюансы:

  • Хрупкий пластик подвержен механическим повреждениям.
  • Материал хорошо горит.
  • Сомнительная экологическая безопасность.

Типовые размеры и монтаж

Ширина пластиковых бордюров варьируется в пределах 10-28 сантиметров, толщина: 0.5-2 мм.

Если говорить об особенностях монтажа, пластиковые изделия намного удобнее бетонных аналогов. Ключевое отличие заключается в том, что отпадает необходимость в предварительной подготовке участка. Вдоль дорожки или клумбы выкапывают траншею, глубиной около 10 см. Сюда забиваются заострённые колышки, которые имеются в основании пластиковых бордюров.

Секции скрепляются между собой замковыми соединениями. Бордюр выравнивается по уровню, затем траншею засыпают грунтом.

Преимущества бордюра из бетона

  • Повышенный показатель продуктивности и долговечности, ведь бетонными бордюрами пользуются не только для декора на садовом участке, но также и для продления срока службы садовых дорожек.
  • Данной бетонной конструкцией с легкостью можно предотвратить попадание грунта на дорожки, а также его вымывание.
  • Долгий срок службы. Если при производстве не нарушалась технология, и не использовались некачественные составляющие, то такие конструкции отличаются долгим периодом службы – минимум несколько десятков лет. Это гораздо дольше, нежели у аналогичных изделий из других материалов.
  • Отличается красивым и эстетичным внешним видом. Благодаря современным технологиям, можно получить бордюр любой формы, размера и цвета.
  • Легкая установка. Бетонные бордюры, благодаря своей малой массе и небольшому размеру, с легкостью поддаются монтажу. К тому же стыки между блоками очень просто декорируются.
  • Огромный ассортимент материала. На сегодняшний день, производители выпускают самую разную бетонную продукцию. Отличаться они могут и формой, и оттенком, и поверхностью, и размером.

Производство

f51cadcfa9a44f39f7fbfae19c059de9.jpg

В настоящее время в качестве основной технологии изготовления бортового камня применяется метод полусухого вибропрессования исходного сырья. Изготовленный данным способом бортовой материал отличается высочайшей прочностью, устойчив к воздействию существенных перепадов температур, влаги, других естественных явлений.

Ранее бортовой камень производился исключительно способом опалубного бетонного литья. Применение такого подхода к изготовлению материала приводило к быстрому ухудшению его первоначальных качеств. К тому же уже после нескольких лет эксплуатации на литых бетонных камнях образовывались первые признаки разрушения.

Помимо вышеуказанных методов изготовления, бортовой камень может производиться путем резки естественного сырья на готовые блоки. Применим способ лишь к изготовлению бордюров из гранита, карьерного камня, прочих горных пород.

Гранитные бордюры отличаются наивысшей прочностью, а также чрезвычайно длительным сроком службы, независимо от условий эксплуатации. Однако применение подобного сырья является дорогим удовольствием. Да и внушительный вес бортового камня из гранита нередко вынуждает производить монтаж с привлечением дорогостоящей техники. Это подходит не всем.

Высота бордюра

Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м .

Этот «снип» (строительные нормы и правила) входит в международный Классификатор ISO 91.040.01, обеспечивающий инвалидам возможность вести активный образ жизни. «Снип» заменил ВСН 62-91* от 1994 года, в котором аналогичный пункт звучал следующим образом : «…2.2.2. В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не превышать 4 см. Не допускается в местах переходов применение бортовых камней со скошенной верхней гранью или съездов, сужающих ширину проезжей части…»

Таким образом существует, как я понимаю, организация Ростехнадзор, которая должна контролировать соблюдение входящего в Классификатор ISO 91.040.01 (Строительство в целом) вышеназванного СНиПа.

«Перед Московским МТУ Ростехнадзора стоят основные задачи по осуществлению полномочий, направленных на реализацию законодательных и нормативных актов Российской Федерации в области … строительного надзора … с целью предупреждения аварий, травматизма и снижения вероятности негативного воздействия на человека…»

Камень бортовой БР 100.30.15 , для отделения проезжей части внутрикварталь­ных проездов от тротуаров и газо­нов ГОСТ 6665-91

Камень бортовой БР 100.20.8 , для отделения пешеходных до­рожек и тротуа­ров от газонов ГОСТ 6665-91

А вот и главный для нас велосипедистов камень — АППАРЕЛЬ Описание по ГОСТ 6665-91 Камень-аппарель , справочная масса — по проекту (т.е. размеров нет, делают как получится на месте), назначение — для сопряжения покрытий вело­сипедных доро­жек и тротуаров с интенсивным движением детс­ких и инвалидных колясок и др. с покрытием прое­зжих частей улиц и дорог на пере­сечениях.

Оставьте ответ

Введите свой комментарий
Введите имя