Домой Теоретические знания Строительные нормы и правила дорожного строительства

Строительные нормы и правила дорожного строительства

Общие положения

Требования, регламентированные данным документом, распространяются на реконструкцию действующих и строительство новых дорог. Огромное значение отводится при этом максимальному сохранению сложившейся веками экосистемы данного региона. При производстве работ следует соблюдать следующие правила:

  • Камень, щебень и твердые материалы сгружать в специально отведенных зонах.
  • Территории асфальто- и цементозаводов необходимо оборудовать площадками с твердым покрытием, обустроить водоотвод.Технологические решения должны предусматривать недопущение причинения ущерба окружающей природной среде и сохранение устойчивого природного баланса при выполнении работ
  • Перед началом мероприятий следует произвести предварительное исследование земляного покрова. Он не должен иметь деформаций, быть переувлажненным.
  • Устройство дорожных слоев разрешается до наступления минусовых температур.
  • При необходимости расширения автомобильной дороги следует контролировать плотное и ровное сопряжение нового слоя с существующим покрытием.

Устройство покрытий с использованием различных грунтов

Данная глава СНиП рассматривает варианты смесей крупнообломочных, глинистых, суглинистых почв с вяжущими составами органического либо неорганического происхождения, допустимые размеры частиц, позволяющие создать качественное полотно:

  • при использовании крупнообломочных грунтов частицы не должны превышать 4 см, их общее количество должно составлять менее 70% общей массы;

Состав и объем геодезической разбивочной основы, а также фактические отклонения при выполнении геодезических работ в процессе строительства должны соответствовать требованиям

  • в глинистых грунтах частицы не должны превышать 0,5 см, процентное содержание должно быть менее 25%;
  • при использовании суглинистых почв учитывается тот момент, что они обладают повышенной текучестью. Поэтому в обязательном порядке правила требуют добавки вяжущих веществ, растворимых – в виде водных растворов, нерастворимых – в виде суспензий.

По завершении данного этапа производится уплотнение и укатка. При использовании вяжущих материалов неорганического типа, следует помнить, что выполнять работы лучше при температурах выше 5⁰ С. Вводятся такие добавки при помощи дозаторов.

После того, как укрепление дорожного основания завершено, разрешается движение по нему специализированной техники спустя 5 дней.

Этапы организации работ по строительству дорог

Возведение покрытий автомобильных дорог, предназначенных для обслуживания предприятий и дорог общего назначения, имеет некоторые нюансы. Так, при проектировании дороги, находящейся рядом с действующими промышленными комплексами, следует учесть расположение раннее подведенных коммуникаций (водо-, газопроводов, электрических инженерных сетей). Новое строительство не должно отрицательно сказаться на нормальной хозяйственной деятельности предприятия. Но имеется ряд общих требований, не зависящих от назначения дороги:

  • при организации работ необходимо применять дорожную технику специального назначения;
  • для удобства строителей использовать бытовки, которые при надобности быстро транспортируются на нужный участок работ;
  • асфальтобетонные, цементобетонные заводы следует располагать на расстояниях, экономически обоснованных при проектировании;
  • работу оборудования и специальных комплексов машин необходимо организовать таким образом, чтобы не происходило длительных простоев.

Повреждения, нанесенные природной среде в зоне временного отвода в результате строительства временных сооружений и дорог, проезда строительного транспорта, стоянки машин, складирования материалов и т.п., должны быть устранены к моменту сдачи дороги в эксплуатацию

Пункты, оговаривающие мероприятия по сохранности окружающей среды, следует строго соблюдать. Некоторые особенности имеет организация строительно-дорожных работ в сельхоз предприятиях. В данном случае требуется согласовывать сроки проведения строительных мероприятий с владельцами земельных угодий. Дорожные мероприятия не должны внести дисбаланс при обработке посевных площадей, выпасе скота.

Подготовительная стадия

Прежде, чем приступать к укладке дорожного покрытия, следует согласно положениям СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» и утвержденной проектной документации, произвести разработку и подготовку основы. Для этого необходимо выполнять следующие требования:

  • Очищать дорожную полосу от растительности в районах вечной мерзлоты исключительно в зимний период. Убирать деревья, кустарники, не попадающие в зону производства работ, категорически запрещено.
  • Отходы, полученные после вырубки, требуется убрать до начала работ. Захламлять ими обочины недопустимо. Мусор допускается сжечь, соблюдая требования пожарной безопасности.
  • При работах, проводимых на участках с повышенной влажностью, необходимо оборудовать водоотводы, обеспечивающие осушение почвы.
  • Если автодорога пролегает на участке, где в дальнейшем планируется проведение коммуникаций, следует произвести предварительную укладку конструкций, позволяющих затем проложить необходимые инженерные линии.

Работу по устройству слоев дорожной одежды следует производить только на готовом и принятом в установленном порядке непереувлажненном и недеформированном земляном полотне

После окончания работ обязательным требованием является рекультивация площадей временного использования с последующей сдачей землепользователям.

ПОДГОТОВКАОСНОВАНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

4.6.
Разбивку земляного полотна следует выполнять в соответствии со СНиП
3.01.03-84. При разбивке должны быть вынесены в натуру и закреплены
все пикеты и плюсовые точки, вершины углов поворотов, главные и промежуточные
точки кривых и установлены дополнительные реперы у высоких (свыше 3 м) насыпей
и глубоких (более 3 м) выемок, вблизи искусственных сооружений, через 500 м на
пересеченной местности, а также на участках комплексов зданий и сооружений
дорожной и автотранспортной служб. Разбивочные знаки дублируются за пределами
полосы производства работ.

Рабочая разбивка контуров
насыпей и выемок, других сооружений, высотных отметок, линий уклонов
поверхности откосов и т.д. производится от установленных знаков пикетов и
реперов не реже чем через 50 м на прямых и 10-20 м на кривых непосредственно перед
выполнением соответствующих технологических операций.

4.7.
Плодородный грунт должен быть снят на установленную проектом толщину со всей
поверхности, занимаемой земляным полотном, резервами и другими сооружениями и
сложен в валы вдоль границ дорожной полосы или в штабели в специально
отведенных местах.

4.8.
Работы по устройству нагорных канав, валов, водосборных колодцев и других
сооружений, предназначенных для перехвата и отвода от дорожной полосы ливневых,
паводковых и талых вод, необходимо выполнять до начала основных работ по
сооружению земляного полотна. Строительство водоотводных сооружений следует
выполнять, начиная с пониженных мест рельефа.

4.9. Работы
по устройству дренажей и прокладке различных коммуникаций в основании земляного
полотна следует выполнять, как правило, до начала возведения насыпей. Плотность
грунта при обратной засыпке траншей с уложенными коммуникациями должна быть не
ниже требуемой для земляного полотна на соответствующей глубине.

4.10.
Поверхность основания насыпи должна быть полностью освобождена от камней и
комьев, диаметр которых превышает 2/3 толщины устраиваемого слоя, а также от
посторонних предметов.

Поверхность основания должна
быть выровнена. В недренирующих грунтах поверхности придается двускатный или
односкатный поперечный уклон. Ямы, траншеи, котлованы и другие местные
понижения, в которых может застаиваться вода, в процессе выравнивания
поверхности засыпаются недренирующим грунтом с его уплотнением.

4.11.
Уплотнение основания насыпей и выемок на требуемую глубину следует выполнять
непосредственно перед устройством вышележащих слоев. Если требуемая глубина
уплотнения превышает толщину слоя, эффективно уплотняемого имеющимися
средствами, излишний слой грунта снимают, перемещают на другую захватку или во
временный кавальер и уплотняют нижний слой, затем удаленный грунт возвращают на
уплотненный нижний слой основания и уплотняют до требуемой плотности.

4.12.
При уширении существующих насыпей в процессе реконструкции дороги поверхность
откосов должна быть разрыхлена, на откосах насыпей высотой более 2 м устроены
уступы шириной не менее 2 м.

Организация работ по сооружению вспомогательных прослоек

Согласно требованиям СНиП, дорожное покрытие оборудуется слоями специального назначения (дренажные, морозозащитные, изолирующие), которые укладываются по разработанным методикам, регламентирующим следующие моменты:

  • Температура бетонной смеси, в состав которой входят легкие наполнители, каменные материалы пористого типа, смеси, содержащие шлаки, золу, при укладке не должна быть ниже 5⁰ С.
  • Швы как продольные, так и поперечные, формируются путем установки реек либо нарезаются непосредственно в незастывшем бетоне.
  • Материалы плиточного исполнения укладываются, соблюдая максимальное пятно контакта. При неплотном прилегании производится подсыпка песком.
  • Для обеспечения полноценного дренажа используются синтетические материалы, которые укладываются внахлест с перекрытием, после чего закрепляются. Величина нахлеста составляет 10 см.

ЗЕМЛЯНЫЕРАБОТЫ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

4.38.
В зимний период разрешается выполнять разработку выемок и резервов в
необводненных песках, гравийно-галечных и скальных грунтах; в глинистых грунтах
при влажности в пределах, указанных в табл. 1,
разработку выемок глубиной более 3 м; возведение насыпи из сосредоточенных
резервов; устройство насыпи из песчаных грунтов на болотах; выторфовывание;
укрепление откосов насыпей регуляционных сооружений и русел рек каменной
отсыпкой, бетонными плитами и т.п.; устройство глубоких дренажных прорезей.

4.39.
Для возведения насыпи в зимнее время применяют без ограничений скальные,
крупнообломочные грунты и пески (непылеватые). Применение глинистых грунтов и
пылеватых песков допускается при влажности не более оптимальной. Применение
глинистых грунтов повышенной влажности допускается только при выполнении в
соответствии с проектом мероприятий по обеспечению необходимой устойчивости
земляного полотна.

Глинистые грунты повышенной
влажности следует применять только в талом виде. Для устройства насыпей за
задними гранями устоев и конусов и засыпки водопропускных труб следует
применять талый грунт.

4.40.
Основание под насыпь должно быть подготовлено в летнее время, а перед началом
возведения насыпи тщательно очищено от снега и льда. При возведении насыпи на
сильнопучинистых грунтах в районах с глубиной промерзания более 1,5 м нижние
слои (1,2-1,5 м) следует устраивать до наступления устойчивых отрицательных
температур воздуха.

4.41.
Размер мерзлых комьев при возведении насыпей не должен превышать 30 см при
уплотнении грунтов решетчатыми катками или трамбующими машинами и 15 см при
уплотнении грунтов катками на пневматических шинах и вибрационными. Укладывать
мерзлые комья грунта допускается на расстоянии не ближе 1 м от поверхности
откосов. Общее количество мерзлого грунта не должно превышать 30 % общего
объема грунта, укладываемого в насыпь, при уплотнении трамбованием и 20 % при
уплотнении укаткой. Мерзлый грунт должен равномерно распределяться в теле
насыпи.

4.42.
Высоту насыпи, возводимой в зимнее время из глинистых и песчаных грунтов с
включением мерзлых комьев, необходимо увеличить на 3 % от толщины слоя зимней
отсыпки.

4.43.
Уплотнение грунтов до требуемой плотности следует производить до их замерзания.

Приемо-сдаточные испытания

По окончании дорожно-строительных мероприятий проводятся приемочные испытания, предусматривающие оформление актов освидетельствования выполненных работ. При приемочном контроле проверяются фактические показатели на соответствие требованиям, предусмотренным проектом. Контролю подлежат следующие параметры:

  • Плоскостность поверхности покрытия.
  • Значение плотности возводимых слоев.

  • Коэффициент сцепления шин транспортного средства с поверхностью.
  • Прочностные характеристики состава покрытия, толщина.

Контроль параметров плоскости покрытия осуществляется с использованием рейки длиной 3 метра. Контролируется значение зазоров под рейкой по 5 точкам контроля, которые находятся на одинаковом расстоянии. Требования СНиП предусматривают выполнение комплекса замеров, состоящего не менее чем из 20 контрольных измерений. Методика выполнения расчетов для контроля параметров детально описана соответствующим разделом строительных норм и правил.

Документ регламентирует комплекс обязательных требований, выполнение которых направлено на выполнение качественного дорожного покрытия, обеспечивающего безопасное передвижение транспортных средств.

Originally posted 2016-11-29 13:52:58.

ВОЗВЕДЕНИЕЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА НА БОЛОТАХ

4.44.
Замену слабого грунта в основании насыпи следует выполнять на болотах I типа с
механическим, взрывным или гидравлическим удалением.

4.45.
Выторфовывание следует производить, как правило, в зимнее время с
заблаговременной подготовкой и содержанием путей для перемещения экскаватора и
транспортирования грунта.

Насыпь с выторфовыванием
следует сооружать, как правило, способом «от себя» с транспортированием грунта
по возводимой насыпи и надвижкой грунта вперед бульдозером.

4.46.
Посадку насыпи на прочное основание на болотах II и III типов необходимо выполнять
методом выдавливания торфа весом насыпи. Для облегчения выдавливания следует
производить

1 Основные положения

13.1.1 Оценку безопасности движения в проектах нового
строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог
рекомендуется проводить в целях минимизации риска дорожно-транспортных
происшествий, предотвращения возникновения потенциально опасных участков и мест
концентрации дорожно-транспортных происшествий на стадии эксплуатации.

Оценку безопасности движения в проектах автомобильных дорог
проводят на основе следующих критериев:

1) ограничение разницы между фактической скоростью V85 % и расчетной скоростью, принятой для
определения основных геометрических элементов (V85
%
Vр ≤ 10 км/ч);

2) ограничение разницы между фактической скоростью V85 % на смежных участках проектируемой дороги
V85 % ≤ 10 км/ч);

3) ограничение разницы между проектным и фактическим
значениями коэффициента поперечного сцепления (ΔfR
= fRfRD ≤ 10,0);

4) обеспечение на всем протяжении проектируемой автомобильной
дороги минимального расстояния видимости (требуемое минимальное расстояние
видимости может изменяться на различных участках дороги в зависимости от
изменения фактической скорости, в качестве которой обычно принимают 85 %-ную
скорость, которая меняется по длине в зависимости от значений геометрических
параметров дороги; фактическое расстояние видимости также является переменной
величиной по длине дороги);

5) критерий зрительной плавности предусматривает обеспечение
при проектировании сочетания элементов плана и продольного профиля, в
перспективном изображении дороги, при которых обеспечивается оптимальное
соотношение размеров видимых элементов дороги и кривизны линий;

6) критерий зрительной ясности, который означает ясность
восприятия водителем направления дороги на расстоянии не менее расстояния
видимости, позволяющей ему оценивать и прогнозировать дорожные условия при
движении с расчетной скоростью.

Примечание — Критерии зрительной плавности и ясности
обеспечиваются выполнением требований 5.36
— 5.43.

13.1.2 Оценка соответствия проектируемой дороги требованиям
безопасности движения проводится по методу уровней безопасности дорожного
движения (приложение ) с
использованием соответствующих расчетных показателей (таблица 13.1).

Таблица
13.1 — Критерии оценки безопасности движения при проектировании
автомобильных дорог

Критерии
опенки безопасности движения
Расчетные
показатели
Плавность трассы проектируемой дороги Сv — коэффициент вариации максимальной безопасной скорости
движения, %
Согласованность проектных решений и
поведения водителя в дорожном движении
Соответствие расчетной скорости и
максимальной безопасной скорости движения
Kитогр.с
итоговый коэффициент обеспеченности расчетной скорости, доли ед.
Степень постоянства в поведении водителя
при проезде смежных характерных участков трассы
Kб — коэффициент безопасности, доли ед.
Степень компенсации ошибок водителей Kит — итоговый
коэффициент аварийности, доли ед.

13.1.3 В проектах нового
строительства и реконструкции дорог в качестве расчетного рекомендуется рассматривать
высокий уровень безопасности движения, в проектах капитального ремонта — не
ниже допустимого уровня.

13.1.4 Проектируемая автомобильная дорога должна
обеспечивать соответствие критериев оценки безопасности движения расчетным
уровням безопасности движения. По линейным графикам расчетных показателей
выявляют опасные участки, которые следует перепроектировать.

ОТДЕЛОЧНЫЕИ УКРЕПИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

4.26.
Окончательную планировку поверхности земляного полотна с приданием
установленных проектом поперечных уклонов и доуплотнение поверхностного слон,
планировку и укрепление откосов следует производить сразу после окончания
возведения земляного полотна. Все нарушения поверхности земляного полотна,
вызванные построечным транспортом и осадками. следует устранить непосредственно
перед устройством дорожной одежды.

4.27.
Планировку и укрепление обочин необходимо выполнять вслед за устройством
дорожной одежды. При этом следует ликвидировать все временные въезды и съезды.

4.28.
Водоотводные канавы и кюветы необходимо укреплять сразу же по мере их
устройства.

4.29.
Планировку и укрепление откосов высоких насыпей и глубоких выемок (включая
устройство дренажей) следует производить сразу же после окончания сооружения их
отдельных частей (ярусов).

4.30. При
укреплении откосов путем посева трап по слою растительного грунта необходимо
откосы выемок, разработанных в плотных глинистых грунтах, разрыхлять перед
укладкой растительного грунта на глубину 10-15 см.

Гидропосев многолетних трав
следует производить на предварительно увлажненную поверхность откосов или
обочин.

4.31.
При укреплении откосов сборными решетчатыми конструкциями их монтаж необходимо
выполнить снизу вверх после устройства упорной бетонной бермы. По окончании
монтажа необходимо заполнить ячейки растительным грунтом (с последующим посевом
трав), каменными материалами или грунтом, обработанным вяжущим.

4.32.
Укрепление откосов с использованием геотекстиля следует выполнять в
последовательности: укладка полотен геотекстиля раскаткой рулонов сверху вниз
по откосу с перекрытием полотен на 10-20 см и закреплением в пределах обочин;
отсыпка растительного грунта с посевом трав; устройство дренирующего слоя и
монтаж сборного крепления на подтопляемых участках откосов.

При применении геотекстиля с
обработкой его вяжущим работы следует выполнять в таком порядке: планировка
поверхности укрепляемого откоса; укладка полотна геотекстиля с закреплением его
кромок штырями или присыпкой валиком из песка; поливка полотна вяжущим, например,
битумной эмульсией; посыпка песком.

Стык геотекстиля с
прилегающими сборными или монолитными бетонными элементами крепления необходимо
осуществлять путем заведения полотна под элемент или приклеивания геотекстиля горячим
битумом к поверхности элемента.

4.33.
При укреплении подтопляемых откосов, конусов, дамб сборными плитами
предварительно должен быть уложен материал обратного фильтра или выравнивающего
слоя. Плиты необходимо укладывать снизу вверх. В зимний период подготовленная
поверхность откоса должна быть очищена от снега и льда.

4.34.
При укреплении откосов гибкими бесфильтровыми железобетонными покрытиями из
блоков их следует укладывать на откосе снизу вверх впритык друг к другу. В
случае, когда проектом предусмотрено закрепление блоков с помощью анкерных
свай, укладывать блоки следует сверху вниз. Просвет между соседними блоками не
должен превышать 15 мм.

4.35.
При укреплении откосов цементобетоном методом пневмонабрызга предварительно
необходимо уложить металлическую сетку и закрепить ее анкерами. Набрызг следует
выполнять снизу вверх с последующим уходом за цементобетоном.

4.36.
При устройстве обочин необходимо устранить деформации земляного полотна по всей
площади обочин, досыпать грунт до установленного проектом уровня, спланировать
и уплотнить.

Технология устройства на
обочинах покрытий из монолитного и сборного цементобетона, асфальтобетона,
битумоминеральной смеси, черного щебня, щебеночных (гравийных),
грунтощебеночных (грунтогравийных) материалов аналогична технологии устройства
из этих материалов оснований и покрытий дорожных одежд, приведенной в
соответствующих разделах настоящих правил.

4.37.
Монолитные бетонные водоотводные лотки следует устраивать механизированным способом
с использованием навесного оборудования к машине для укладки укрепительных
полос. Кромка лотка не должна превышать кромку покрытия в месте продольного
стыка.

Деформационные швы при
устройстве лотков следует нарезать в свежеуложенном бетоне с помощью
металлической рейки, разрешается устраивать швы в затвердевшем бетоне
однодисковым нарезчиком.

Оставьте ответ

Введите свой комментарий
Введите имя