Домой Применение бетона Литой асфальтобетон

Литой асфальтобетон

Преимущества и недостатки

Что касается достоинств литого асфальтобетона, то здесь четыре позиции:

  • нет надобности проводить уплотнительные операции, за счет чего уменьшаются сложности проводимых работ и их цена;
  • высокие прочностные характеристики, низкая истираемость, повышенная водонепроницаемость и коррозионная стойкость;
  • поглощение напряжений материала обеспечивает его пластичность;
  • высокая адгезия с нижерасположенными слоями.

e14b0ed903f0b8cfa849e1d6f0b644b0.jpg

Кроме достоинств есть у литого асфальта и четыре серьезных недостатка:

  • цена выше в сравнении с традиционными асфальтовыми растворами;
  • при повышении температуры эксплуатации снижается устойчивость к пластическим деформациям;
  • сложность укладки вручную;
  • стопроцентная паронепроницаемость, за счет чего асфальтовое покрытие может вздуться, особенно это часто происходит, если плотность литого асфальта высокая и укладывается он на бетонное основание.

Щебень и песок

В качестве щебня для производства литого асфальта используют или каменные породы, или доменные шлаки металлургического производства. К обоим материалам предъявляются несколько строгих требований.

  1. Форма гранул должна быть остроугольная. Содержание плоских зерен не должно превышать 15%.
  2. Прочность монолитных природных гранул должна составлять 100-120 МПа, пористых шлаков 80-100 МПа. При невысоких прочностных характеристиках доменных шлаков, они обладают хорошей адгезией (сцепляемостью) с вяжущими компонентами композита за счет своей пористой шероховатой поверхности.

00ef1cbf9e4a16ebc2c3db6383c92a70.jpg

Что касается песка, то его также производят методом дробления или размалывания из каменных прочных пород (прочностью до 40 МПа) или доменных шлаков (80 МПа). При этом зернистость материала должна быть или средней, или крупной. Но в саму смесь литого асфальта песок должен добавлять только одной фракции. Таким образом добивается однородность готового композитного раствора.

Процесс укладки

Технология укладки литого асфальтобетона – работы, проводимые в теплую и сухую погоду при температуре выше +5С. При этом температура самого композита должна находиться в пределах 185-235 С. Разброс температурного режима зависит от типа используемого в смеси битумного вяжущего и технологических условия проведения работ.

Последовательность применения литого асфальтобетона:

  • подготовка,
  • прием литого композита,
  • его укладка.

Необходимо обозначить, что асфальтобетон этого типа можно использовать и для укладки на старое дорожное полотно, на вновь строящиеся трассы и в процессе проведения ямочного ремонта. Процесс приема литого композита зависит от того, какими средствами будет производиться его укладка.

Если для этого используются асфальтоукладчики, тогда из кохера смесь подается именно в бункер укладчика. А дальше она равномерно со скоростью 1-3 м/мин распределяется по поверхности дороги с минимальной толщиной – 25-30 см. Никакого давления и трамбовки. Через несколько часов после укладки дорогу можно эксплуатировать.

3d93502be94e819dc4519a18bc19aa58.jpg

Распределение композитной смеси можно производить и вручную, используя лопаты и другие приспособления. Обычно этот метод применяют для тротуаров. У этого способа несколько отрицательных сторон:

  • снижается скорость укладки;
  • сложно добиться равномерного распределения материала по плоскости дорожного полотна.

Что касается литого асфальта и ямочного ремонта, то здесь применяется та же технология, что и при укладке на полотно. Смесь просто заливается в яму, распределяется по объему равномерно (совковой лопатой), после чего оставляется на воздухе остывать и упрочняться.

Если асфальтобетон используется для мостов, высоконагружаемых трасс и дорог, то в рецептуру композитной смеси добавляются специальные компоненты, которые увеличивают вязкость материала. Именно поэтому ручной способ укладки такого композита невозможен. Используется механизированная технология настила.

3e4a9cee3dc2e9507ebba55fb62b9609.jpg

Внимание! В технологии укладки литого асфальта для покрытия тротуаров и дорог есть один момент, который определяет качество конечного результата. Это вертикальный стык двух слоев, которые образуются при остановке работ, к примеру, при пересмене

Поэтому рабочие, заканчивающие работу, выравнивают торец уложенного слоя, и прикладывают к нему деревянную балку. Вторая смена балку удаляет, торец нагревают до температуры 220-240С и начинают кладку нового слоя.

Ямочный ремонт

1067378e01cec1e3aae011f008125e8d.jpgТекущий ремонт дорог проводят все же в теплое время года – так намного экономичнее. Однако в случае аварийной ситуации ремонт осуществляют вне зависимости от погодных условий. Заполняется выбоина горячей асфальтовой смесью необходимого класса и типа.

  1. На первом этапе поврежденный участок – карту, размечают и очищают. Проводят обрубку по контуру с помощью нарезчика швов, а также пневматического или гидравлического отбойного молотка. Им вырезают остатки покрытия внутри отмеченного участка, а затем удаляют образовавшийся мусор. При больших объемах работ используют самоходные дорожные фрезы навесного или прицепного типа.
  2. Затем дно и стенки выбоины покрывают жидким битумом или битумной эмульсией – своего рода грунтовка. Проводится она вручную кистью и лейкой, а при больших объемах – при помощи автогудронатора, ремонтера и так далее.
  3. Литой АБ доставляется на место ремонта только в специальных машинах – кохерах, в которых поддерживается определенный тепловой режим и режим перемешивания.
  4. Для заливки смеси в выбоину используют специальные аппараты. Уплотнять нужды нет.
  5. Для увеличения шероховатости, участок засыпают слоем черного щебня и втапливают ручным катком.

Литой АБ – один из лучших материалов для высококлассного дорожного покрытия, рассчитанного на изрядную нагрузку. А благодаря прекрасной водонепроницаемости он используется и в многочисленных работах по гидроизоляции.

О том, как производится мелкий ямочный ремонт при помощи литого асфальтобетона, расскажет следующее видео:




.

Среда применения

  • Литой асфальтобетон успешно применяется при сооружении дорог, мостов, туннелей и множества других объектов. При этом важно подбирать материал, соответствующий условиям, так как показатели типов весьма различны.
  • Литой асфальтобетон 1 и 2 типа ГОСТ рекомендует использовать при сооружении как нижних, так и верхних слоев при предполагаемой нагрузке более 3 тыс. авт. за сутки. Это скоростные участки шоссе, трассы, аэродромы и так далее.

Также материал 1 и 2 типа разрешается применять для сооружения трасс и при меньшей нагрузке, хотя в этом случае экономическая выгода будет не столь очевидна.

  • Для обустройства пешеходных и велосипедных дорожек 1 тип не используется. 2, 3 и 4 применяют для формирования верхнего и нижнего слоя.
  • При возведении мостов и туннелей, а также при любом виде ремонта – для формирования выравнивающего слоя, для покрытия, для ремонта выбоин и прочего, используются 1, 2 и 5 тип АБ.
  • Предпочтение литого АБ обусловлено еще и его высокой шероховатостью. Это свойство обеспечивает сцепление покрышки колеса машины или велосипеды с дорожным покрытием, что особенно важно во время дождя или снегопада.
  • Из-за высоких гидроизоляционных свойств литого АБ он используется и не совсем типичным образом, например, при обустройстве кровель, даже обогреваемых, а также полов, при гидроизоляции туннелей и прочего.

Технология приготовления, устройство литого асфальтобетона, оборудование для этого и состав будет рассмотрено ниже.

Типы

В зависимости от объема самых крупных зерен литой АБ разделяют на 3 типа:

  • 1 – максимальный диаметр достигает 15 мм, а массовая доля камня достигает 45–55%. Такой состав используют и для строительства новых дорог и для ремонта старых.
  • 2 – максимальный размер меньше – до 20 мм, а доля камня составит 20–25 %. Спектр применения так же широк.
  • 3 – здесь максимальный диаметр достигает 40 мм, а доля щебня снова увеличивается – 45–65%. Этот состав подходит для нового строительства.
  • 4 – используется только фракция с размером зерна менее 5 мм. Этот вариант АБ подходит для укладки тротуаров, велосипедных дорожек и прочее.
  • 5 – максимальный диаметр зерна достигает 20 мм, доля камня – 35–50%. При этом объем битума составляет рекордно большое значение – 22–28%.

Другое главное отличие – особенность технологии. Литой АБ изготавливают при более высокой температуре асфальтной смеси и непрерывно перемешивают до места строительства при постоянном же подогреве. Затем материал укладывают специальными машинами. Уплотнять его не нужно, при охлаждении литой АБ набирает нужную прочность.

Несмотря на более высокую стоимость смеси ее применение окупается, так как такое покрытие служит намного дольше.

А далее будут рассмотрены как литой.

Технология производства

Технология приготовления литого асфальтобетона основана на смешивании компонентов в определенных пропорциях и последовательности. При этом, учитывая, что композитный материал должен укладываться на дорожное полотно подогретым до определенной температуры, а сам процесс производства организуется не на месте кладки смеси, поэтому для транспортировки используют специальные автомобили-емкости.

Вот технология производства:

  • минеральные компоненты загружаются в сушильный барабан, где подвергаются сушке и нагреву (190-240С);
  • после чего они подаются в сортировочное устройство, где разделяются на щебень и песок по фракциям;
  • далее каждый ингредиент поступают в дозаторы, где происходит их взвешивание в процентном соответствии к общей массе согласно рецептуре;
  • щебень и песок после взвешивания поступают в смеситель;
  • минеральный порошок проходит тот же путь, минуя сортировку;
  • битум нагревается (160-180С) с помощью собственного устройства и подается нагретым в смесительную камеру, где уже находятся все остальные материалы;
  • происходит тщательное перемешивание, после чего готовый асфальт отправляется на укладку специальными транспортными средствами, которые называются кохеры, они оборудованы подогреваемым резервуаром.

Так как асфальт литого типа является материалом гостированным (с использованием различных методов испытания), то на него оформляется сертификат соответствия.

Особенности примененияправить править код

Производство литых асфальтобетонных смесей осуществляют на современных асфальтосмесительных установках периодического действия. Транспортирование смеси к месту укладки производится в специальных теплоизолированных смесителях, называемых кохерами (нем. Kocher — котёл, варочный аппарат), оборудованных системами принудительного перемешивания и поддержания заданной температуры. В разогретом состоянии смесь выгружается на подготовленное основание в жидкой или вязко-текучей консистенции с последующим разравниванием вручную или механизированным способом. Литую асфальтобетонную смесь укладывают при температуре от 190 до 250ºС толщиной слоя от 2,0 до 5,0 см (при весе уложенного покрытия от 50 до 125 кг/м2 соответственно).

Неотъемлемой частью технологии устройства верхних слоев покрытий из литых асфальтобетонов является процесс создания шероховатой поверхности с надлежащим коэффициентом сцепления методом поверхностной обработки. В российских условиях эксплуатации поверхностная обработка щебнем дополнительно является защитой литого асфальтобетона от абразивного износа под воздействием шипованных автомобильных покрышек. На дорожных покрытиях обработку производят методом втапливания фракционированного щебня крупностью 5-10 мм или 5-20 (10-15) мм в поверхность ещё горячей асфальтобетонной смеси. Для дополнительного втапливания щебня применяют лёгкие гладковальцовые катки. При устройстве покрытий тротуаров и полов в помещениях обработку производят россыпью природного или фракционированного дроблёного песка[29].

Поверхностная обработка черненым щебнем верхнего слоя покрытия из литого асфальтобетона

Состав и структураправить править код

От традиционных асфальтобетонов литой асфальтобетон отличается повышенным до 7,5-10 % (по массе) содержанием битума и увеличенной до 20-30 % долей минерального порошка. Таким образом, содержание асфальтового вяжущего вещества (далее АВВ), состоящего из минерального порошка и битума, возрастает до 28 % и выше. Содержание щебня (зёрен крупнее 5 мм) составляет от 0 до 50 % по массе, что при данной концентрации обуславливает образование полукаркасной и бескаркасной структуры асфальтобетона[8] . Ключевой особенностью литых асфальтобетонов является то, что прочность материала определяется реологическими свойствами асфальтового вяжущего вещества или так называемой микроструктурой[8][9].

В традиционных уплотняемых асфальтобетонах значительно большую роль в формировании физико-механических свойств материалов играет так называемая макроструктура (содержание и форма щебня и песка)[8]. Увеличенное содержание АВВ обуславливает текучесть литых смесей, что при правильном подборе состава, позволяет рассматривать этот материал практически как вязкую жидкость, которая не может быть уплотнена.

Внутренняя структура составов литых асфальтобетонов[10]

Требования к исходным материалам[править | править код]

В российском национальном стандарте на литой асфальтобетон (ГОСТ Р 54401-2011) изложены требования к основным составляющим данного материала.

  • Вяжущее вещество:

ГОСТ Р 54401-2011:

«В качестве вяжущего применяют битумы нефтяные дорожные вязкие марок БНД 40/60, БНД 60/90 по ГОСТ 22245, а также модифицированные и другие битумные вяжущие с улучшенными свойствами. При применении литых асфальтобетонов на мостовых сооружениях, в верхних и нижних слоях покрытий дорог с высокими показателями интенсивности движения и расчётных нагрузок на ось, применяют модифицированные полимерами битумы. В этих случаях предпочтение отдают полимерно-битумным вяжущим на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол марок ПБВ 40 и ПБВ 60 по ГОСТ Р 52056.»[11]

  • Щебень. Для приготовления литых асфальтобетонов применяют щебень, полученный дроблением плотных горных пород, фракций от 5 до 10 мм; свыше 10 до 15 мм; свыше 10 до 20 мм; свыше 15 до 20 мм, а также смеси указанных фракций. Несколько дополнительных требований к щебню — марка по дробимости не менее 1000, марка по истираемости — не менее И1, средневзвешенное содержание зёрен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в смеси фракций щебня — не более 20 %. Щебень должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93[12]. Особо выделены требования к щебню, применяемому для поверхностной обработки верхних слоев покрытия, непосредственно воспринимающему нагрузку от транспортных средств, атмосферный осадков, шипов зимних покрышек.
  • Песок. В составе литого асфальтобетона применяют природный и дроблёный пески по ГОСТ 8736-93[13]. Применение природного песка для верхних слоев покрытия ограничено в целях повышения сопротивлению пластическому колееобразованию.
  • Минеральный порошок должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 52129-2003[14]. Указана возможность ограниченной замены части минерального порошка каменной пылью из системы пылеулавливания асфальтосмесительной установки.
  • Добавки, вводимые в литую асфальтобетонную смесь, могут применяться для придания окраски (красящие пигменты), улучшению свойств вяжущего, снижения вязкости смеси и её температуры при укладке (дефлегматоры).

Применение

Литой асфальтобетон используется для строительства трас и магистралей, дорожно-мостовых покрытий и пешеходных тротуаров. Кроме того, благодаря тягучим свойствам его применяют для гидроизоляции или устилания полов в помещениях. Широкую популярность литой асфальт получил из-за комфортного применения в ремонте дорожных ям в холодную пору года при минусовых температурах. Ведь данное покрытие легко выдерживает до минус 10 градусов и удобно заполняет пространство ямы.

fdcf2878350815a58015b20bdc7b0798.jpg

Также применяется литой асфальт и для покрытий тротуаров. Это позволяет сохранять все положительные качества дорожки и придавать ей эстетичную форму и структуру. Сквозь такой тротуар не прорастает трава, не появляются трещины. Данное покрытие способно выдержать как высокую весовую нагрузку, так и перепад температур. Однако применение литой смеси в производстве тротуарной плитки не только сохраняет все полезные свойства асфальта, но и создаёт новые. Такой тротуар обладает повышенной термостойкостью и экологичностью, ведь температура нагрева плитки выше, что не даёт покрытию выделять в окружающую среду канцерогенные вещества.

Литой асфальт легко снимается и демонтируется, а также достаточно просто устанавливается повторно. Это обеспечивает экономию средств на ремонте. Использование качественного литого асфальтобетона для производства тротуарных плиток гарантирует длительный срок годности покрытия, который, в отличие от самого асфальта, может достигать 100 лет. Тротуар из литой смеси является оптимальным вариантом для использования на личных участках, ведь отличается высоким уровнем качества и экологичностью. Литой асфальтобетон благодаря широкому спектру полезных свойств и отсутствию недостатков идеально подходит для производства тротуарного покрытия.

9 Транспортирование и хранение

9.1 Приготовленные смеси литые должны транспортироваться к месту укладки в кохерах. Не допускается транспортирование смеси литой в автомобилях-самосвалах или иных транспортных средствах при отсутствии установленных на них и функционирующих систем ее перемешивания и поддержания температуры.

9.2 Максимальная температура смеси литой в процессе хранения должна соответствовать значениям, указанным в таблице 3, или требованиям технологических регламентов на данный вид работ.

9.3 Обязательные условия транспортирования смесей литых к месту укладки:

— принудительное перемешивание;

— исключение сегрегации (расслоения) смеси литой;

— предохранение от охлаждения, атмосферных осадков.

9.4 В случае длительного транспортирования или хранения смеси литой в стационарных кохерах на асфальтосмесительных установках ее температуру следует снижать на период предполагаемого времени хранения. При хранении смеси литой от 5 до 12 ч их температуру следует понижать до 200 °С (при использовании полимерно-битумных вяжущих) или до 215 °С (при использовании вязких нефтяных битумов). После окончания периода хранения, непосредственно перед производством работ по укладке, температуру смеси литой увеличивают до допустимых значений, указанных в таблице 3 или в технологическом регламенте на данный вид работ.

9.5 Время, прошедшее от производства смеси литой на асфальтосмесительной установке до полной выгрузки ее из мобильного кохера при укладке в покрытие, не должно превышать 12 ч.

9.6 Литая смесь подлежит утилизации в качестве строительных отходов при выполнении следующих условий:

— превышение максимально допустимых сроков хранения литой смеси;

— неудовлетворительная удобоукладываемость смеси, потеря способности быть литьевой смесью и способности растекаться по основанию, рассыпчатость (несвязность), наличие коричневого дыма, исходящего от литой смеси.

9.7 Контрольно-измерительные приборы, отслеживающие температуру литой смеси на асфальтосмесительной установке и в кохере (стационарном и мобильном), должны подлежать калибровке (поверке) с периодичностью не реже одного раза в три месяца.

Стоимость и популярные производители

Изготовление литого дорожного асфальтобетона несколько сложнее, чем обычного горячего, а тем более холодного. В общем, доля производства литого асфальта в России составляет всего лишь 9–10,% хотя тенденция к увеличению наблюдается.

Лидерами на этом рынке выступают производители бетона и нефтепродуктов.

  • Первое место заслуженно занимает первое же в России предприятие, специализирующееся на изготовлении асфальтобетонов – это ОАО «Асфальтобетонный завод №1» в Санкт-Петербурге. Здесь получают все возможные асфальты любого типа.
  • «Сургутнефтегаз» специализируется на добыче и реализации нефти. Бетонное производство является для них побочным. Хотя по валовому объему предприятие находится в составе первой десятки.
  • АОА «Асфальтобетонный завод №4» в г. Москва предлагает все виды АБ, в том числе и литой.
  • ГУП «Башкиравтодор» – дорожно-строительная компания, занимающаяся как строительством и ремонтом дорог, так и производством требуемых для этого материалов.
  • АО «Сверловскавтодор» – на 45 асфальтобетонных заводах предприятия выпускают все типы и . Компания осуществляет полный спектр дорожных работ.

Стоимость материала заметно колеблется в зависимости от типа и региона изготовления. В среднем цена литого асфальтобетона варьируется от 3700 до 4200 р. за тонну или 5940–8800 р. за куб.м.

Про технологии укладки, ямочный ремонт литым асфальтобетоном поговорим ниже.

Изготовление материала

Для технических характеристик продукта одинаково важны и состав., и метод производства, и даже способ укладки. Готовый продукт – дорожное покрытие, является результатом соблюдения технологии на всех стадиях.

Состав

9dfd1683e8fcf51de81f74b7a3553618.jpgСостав и ингредиенты, используемые для производства литых АБ, несколько отличаются от обычных. В России ГОСТ регламентирует требования, предъявляемые к составу и материалам при изготовлении.

  • Битум – допускается применение нефтяных битумов вязких марки БНД 40/60 или 40/90, но советуется использование улучшенных видов битума, обогащенных полимерными добавками. Особенно это касается АБ, предназначенного для мостовых сооружение или трасс с высокой нагрузкой. Например – стирол-бутадиен-стирол рекомендованных марок.
  • Щебень – используется материал из изверженных и метаморфических пород при общем содержании зерен пластинчатой формы не более 20%.
  • Песок в составе литого АБ входит природный и дробленый. При производстве АБ для верхнего слоя его использование ограничено.
  • Минеральный порошок подбирают согласно указаниям ГОСТ Р 52129-2003.
  • В состав могут входить различные модифицирующие добавки: красящие пигменты, дефлегматоры и так далее.

Приготовление литого асфальтобетона

Для изготовления литых АБ применяют битумы с высокой степенью вязкости, что означает более высокие температуры нагрева при смешивании ингредиентов. Однако чрезмерный нагрев может привести к изменению свойств, поэтому процесс приготовления стараются организовать так, чтобы ограничиться минимально возможным нагреванием.

  • Так, битум подогревают до температуры не 250 С, а 160–180 С.
  • Минеральные компоненты прогревают до 190-240 С.
  • На выпуске температура асфальтобетонной смеси оказывается равной 200–220 С. Эту величину все же считают чрезмерной.

Лучше использовать активированный минеральный порошок: в этом случае удается добиться температуры смеси в 170–190 С.

Такой способ изготовления исключает производство на месте укладки, так как температурные режимы здесь надо выдерживать жестко. Этапы производства – по общей схеме, выглядят так:

  • доставка компонентов в бункеры;
  • передача в сушильный барабан – здесь ингредиенты смешиваются и прогреваются до нужной температуры;
  • в битумной части подогревают вяжущее вещество и передают в миксер вместе с твердыми ингредиентами смеси. Время сухого перемешивания – только сухих частей материала, составляет 15–20 с. Перемешивание вместе с битумом занимает в 1,5–2 раза больше времени, чем при изготовлении обычных смесей. Для приготовления подходят любые асфальтосмесительные машины с мешалками принудительного типа;
  • транспортировка проводится только в специальных подогреваемых котлах и при непрерывном перемешивании во время движения – кохерах. Полученная смесь по свойствам близка к суспензии и может расслаиваться. При перевозке без перемешивания эта опасность заметно увеличивается, а тогда литой АБ становится непригодным.

Укладка

Доставленная смесь выгружается в специальные асфальтоукладчики. Машины проводят укладку смеси слоем нужной толщины – от 3 до 7,5 см.

Перед этим на участке строительства укладывают опорные брусья, предупреждающие растекание смеси. Брусья удаляют после того, как температура АБ снизится до 60–70 С.

Уплотнять дорожный слой не нужно. Однако для повышения шероховатости рекомендуют втапливание черного щебня. Для этого используют самые легкие катки.

О том, как происходит укладка литого асфальтобетона, вы узнаете из видео ниже:

Приложение В рекомендуемое

Требования к гранулометрическому составу минеральной части всех типов смесей

Разрешенные значения состава минеральной части для всех типов смеси находятся в зоне между двумя ломаными линиями, изображенными на графиках рисунков В.1 — В.6.

ea54f265bbeab41b3b46cbd6c0a7d903.jpg

Рисунок В.1 — Зерновой состав смеси типа I (круглые сита)

8905a0a5e8ac659bf4c1ca0074b65ec2.jpg

Рисунок В.2 — Зерновой состав смеси типа I (квадратные сита)

388025e20ead82e15c26cf1b966bc2c5.jpg

Рисунок В.3 — Зерновой состав смеси типа II (круглые сита)

204f67eb2ff66028435fc52815cc7bc6.jpg

Рисунок В.4 — Зерновой состав смеси типа II (квадратные сита)

1aef286a1bec8e39739fb7cd6d2c58e8.jpg

Рисунок В.5 — Зерновой состав смеси типа III (круглые сита)

48144ce6b14e2284d87d34ecdcbfa32b.jpg

Рисунок В.6 — Зерновой состав смеси типа III (квадратные сита)

Классификацияправить править код

Основными принципами классификации литых асфальтобетонов являются их разделение по величине наиболее крупной частицы применяемого в составе минерального материала (фракции щебня); цели применения состава; метода укладки. Как правило, в мировой практике используется первый из перечисленных трёх принципов. Он используется в немецких[4], шведских (BRO 94 «Основные технические и конструкционные требования для дорог», глава 6), австрийских (ÖNORM EN 13108-6), швейцарских (SN 640440), российских нормативах, а также в европейских стандартах серии EN[5]. Классификация, основанная на методе укладки (ручная или механизированная), применена в финских нормативных документах[6]. Например, немецкая классификация литых асфальтобетонов согласно гармонизированному немецкому нормативу TL Asphalt-StB 07 включает в себя 6 основных типов: МА 11S; MA 8S;MA 5S;МА 11N; MA 8N;MA 5N .[7]

Согласно ГОСТ Р 54401 (таблица 1) литые асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера зёрен минеральной части и назначения применения подразделяются на три типа.

Тип Максимальный размер зёрен минеральной части, мм Содержание фракций более 5 мм, % по массе Рекомендуемая толщина слоя покрытия, мм Назначение
I 20 30-51 от 40 до 50 Новое строительство, капитальный и ямочный ремонт
II 15 15-30 от 30 до 45 Новое строительство, капитальный и ямочный ремонт,
III 10 0-15 от 20 до 35 Тротуары, велосипедные дорожки

Особенности укладки литых асфальтов

Процесс укладки литого асфальта сам по себе не сложен. Асфальтобетонная смесь заливается на поверхность участка и разравнивается с помощью специальных механизмов либо даже вручную. Никакие катки не требуются. Количество задействованных дорожных рабочих сведено к минимуму, дорога будет готова для приема нагрузок через несколько часов.

У литого асфальта высокая водостойкость, его можно укладывать и при дожде. Но для сохранения литым асфальтом своих функциональных свойств необходимо тщательное соблюдение технологии, требующей поддержания температуры смеси в строго регламентированных пределах.

Транспортировка произведенной асфальтовой смеси от производителя литого асфальта к месту потребления осуществляется в специальных транспортных средствах – кохерах. Кохеры представляют собой передвижные резервуары-цистерны, поддерживающие нужное состояние смеси, подогревая ее и перемешивая в процессе транспортировки. Уже на объекте доставленная смесь разливается, обеспечивая равномерное распределение слоя асфальта по поверхности. Толщина слоя заливки должна быть в пределах 25-30 мм, для большей толщины требуются несколько слоев.

Это важно! Для смесей, укладываемых на особо важных мостовых сооружениях либо сверхнагруженных автомагистралях и городских улиц, необходимо повышать удобоукладываемость специальными добавками. От этого вязкость несколько повышается, что делает неудобной ручную укладку

Стоимость литого асфальта при такой кажущейся простоте укладки на порядок выше традиционных составов и технологий, поскольку удорожание происходит вследствие использования дорогих битумов и минеральных порошков, а также специальных дорожных укладчиков и кохеров. Поэтому применение литого асфальта в России весьма ограничено.

Читайте также

С Рождеством и Новым годом!
Коллектив Доркомтех Ру поздравляет вас с наступающими праздниками!

Зима, снег, спецтехника. Новогодняя фотоистория
То, что человек становится взрослым, совсем не повод перестать верить в чудеса. Погружаемся в новогоднее настроение с помощью зимних фотографий!

Восстановление с поправкой на российскую специфику. ID-Marketing об импорте спецтехники
Подводим итоги года на рынке импортного оборудования вместе с руководителем аналитической компании ID-Marketing Андреем Ловковым

Среди рассматриваемых типов дорожной техники рост показателей произошел только в сегменте грунтовых катков. В целом же данные, предоставленные компанией ID-Marketing, свидетельствуют о снижении поставок

Приложение Б рекомендуемое

Полные проходы минерального материала при использовании квадратных сит

Б.1 Полные проходы минерального материала при использовании квадратных сит в процентах по массе приведены в таблице Б.1.

Таблица Б.1

Типы смесей Размер зерен, мм, мельче
16 11,2 8 5,6 4 2 1 0,5 0,25 0,125 0,063

(0,075)

I 95-100 78-100 62-83 54-72 49-62 42-59 37-54 29-48 25-40 21-34 19-30
II 100 95-100 83-100 72-89 62-79 50-66 43-59 34-51 29-43 24-35 20-32
III 100 100 95-100 89-100 79-100 55-87 45-77 37-66 30-50 25-45 23-40

Б.2 Рекомендуемое содержание вяжущего в смесях литых, в процентах по массе, приведено в таблице Б.2.

Таблица Б.2

Содержание вяжущего в смеси, % по массе
I 7,5-9,0
II 8,5-9,5
III 9,5-15,0

ГОСТ Р 54401-2011

Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования

Обозначение: ГОСТ Р 54401-2011
Обозначение англ: GOST R 54401-2011
Статус: введен впервые
Название рус.: Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования
Название англ.: Automobile roads of general use. Hot road mastic asphalt. Technical requirements
Дата добавления в базу: 01.09.2013
Дата актуализации: 01.01.2019
Дата введения: 01.05.2012
Область применения: Стандарт распространяется на асфальтобетон дорожный литой горячий и на смеси асфальтобетонные дорожные литые горячие, применяемые для устройства покрытий на автомобильных дорогах общего пользования, мостовых сооружениях, тоннелях, а также для производства ямочного ремонта, и устанавливает технические требования к ним.
Оглавление: 1 Область применения2 Нормативные ссылки3 Термины и определения4 Классификация5 Технические требования6 Требования безопасности и охраны окружающей среды7 Правила приемки8 Методы испытаний9 Транспортирование и хранение10 Указания по применениюПриложение А (рекомендуемое) Физико-механические показатели щебня, применяемого для устройства шероховатой поверхности верхних слоев покрытия из асфальто бетона дорожного литого горячего методом втапливания «по горячему»Приложение Б (рекомендуемое) Полные проходы минерального материала при использовании квадратных ситПриложение В (рекомендуемое) Требования к гранулометрическому составу минеральной части всех типов смесейБиблиография
Разработан: АНО НИИ ТСК ОАО АБЗ-1
Утверждён: 14.09.2011 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (297-ст)
Издан: Стандартинформ (2012 г. )
Расположен в: Техническая документация
Электроэнергия

ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Строительство дорог

Дорожно-строительные материалы

Экология

ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Строительство дорог

Дорожно-строительные материалы

Строительство

Стандарты

Другие государственные стандарты, применяемые в строительстве

Гражданское строительство

Нормативные ссылки:
  • ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия»
  • ГОСТ 8735-88 «Песок для строительных работ. Методы испытаний»
  • ГОСТ 8736-93 «Песок для строительных работ. Технические условия»
  • ГОСТ 30108-94 «Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов»
  • ГОСТ 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия»
  • ГОСТ 12.1.004-91 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования»
  • ГОСТ 12.1.005-88 «Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»
  • ГОСТ 12.1.007-76 «Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»
  • ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями»
  • ГОСТ 8269.0-97 «Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний»
  • ГОСТ 12.3.002-75 «Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности»
  • ГОСТ 31015-2002 «Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия»
  • ГОСТ Р 52056-2003 «Вяжущие полимерно-битумные на основе блок-сополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия»
  • ГОСТ Р 52128-2003 «Эмульсии битумные дорожные. Технические условия»
  • ГОСТ Р 52129-2003 «Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия»
  • ГОСТ Р 54400-2011 «Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Методы испытаний»
  • ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
  • СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги»
  • Федеральный закон 184-ФЗ «О техническом регулировании»

08acfc17dab4da2cc08c639ecb4f2f67.gif784b5c133ed0215fa704d6b79154d3d5.gifd6f712bf9dcee5ae528b755790c351c0.giff94719681fed17a93dd56f5628f76cf2.gifb3ae249746a1080a537fcd00dc5a5b2a.gifdab5f886c0045afeb1a2157e89d35dd6.gif517b71855543b1482b1e65ac8e382576.gif7c4f082fa615e0a5a3ce4dfc5bd23978.gif7938129a7260b88b9f50f9fbcc363fb0.giff7a8a96f85df2cba5ea8706ffe87f02d.gifc88035574c2d79bbe8f31e87803bd69b.gif272bd4dfaa6df1ecb388abbc8ee9cad1.gif445b74211390ff9bf49394457e7e2b68.gif5e5f97ce15abbf9525daca9a7fc62a6a.giff677bbbcc6832694dc21b92d98bce8b2.gif29a7caba4fb0d423ea7566f142431e2e.gif1e527087017aff76cb038386a86a43bc.gifd603a7bf205cc4c1849ffaabda0ad22a.gif

Статистикаправить править код

Ежегодно, по данным Международной Ассоциации производителей литого асфальтобетона (далее IМАА)[28], в Европе производится от 800 тыс. до 1 млн тонн литых асфальтобетонных смесей.
С 2004 года в IMАА была включена Россия. Крупнейшими европейскими странами-производителями литого асфальтобетона являются Германия (389728 тонн в 2009 году) и Франция (216505 тонн в 2009 году), обеспечивая более половины ежегодного общего объёма выпуска. Около 50 % всех выпускаемых литых асфальтобетонов в Европе применяют в качестве гидроизоляционного материала, в том числе, в качестве элемента системы гидроизоляции мостовых сооружений[28].

Объём выпуска в России в 2010 году оценивается в 45-50 тыс.тонн. Большую часть данного объёма производят в Санкт-Петербурге (от 30 до 35 тыс. тонн ежегодно), при чём литые асфальтобетоны производят с применением модифицированного полимерами битума. Литой асфальтобетон широко применяется на строительстве , где он используется на всем протяжении уже построенных эстакадных участков в качестве защитного слоя гидроизоляции.

Характеристики

Основным преимуществом данного вида покрытия служит полная водонепроницаемость из-за цельной, а не пористой структуры, благодаря чему повышается долговечность и расширяется сфера применения. При соблюдении технологических требований при изготовлении срок службы литого асфальта достигает полувека, что значительно дольше службы асфальтобетона.

5d9c4d9196c9495fd399d7e94a3652aa.jpg

Применение таких смесей позволяет сделать дорожное покрытие более гладким и уменьшить толщину, не потеряв при этом уплотняющего свойства. Данный тип асфальтобетона обладает повышенными коррозийными и износостойкими характеристиками, является устойчивым к временным изменениям и усталостным повреждениям, а также способен выдерживать огромные растяжения деформационного характера. Литой асфальт более устойчив к повреждению гусеничной техникой или шипованной резиной, выдерживает резкие перепады температур и длительное термическое воздействие. Для него не требуется применение уплотнительной смеси, а ремонт покрытия можно осуществлять и во время низких температур.

Основные характеристики компонентов литого асфальта

Классификация литых битумных композитов основана на пропорциях битума и наполнителей. В качестве вяжущего используется нефтяной дорожный битум. Но так как марок этого материала несколько, то каждый из них выбирают с учетом типа дорого, климатических условий их эксплуатации.

Есть среди наполнителей минеральный порошок. Этот материал считается главным наполнительным компонентом, который составляет структуру асфальтобетона. Именно с его помощью битум из объемного состояния переводится в пленочное покрытие. Именно минеральный порошок увеличивает прочность литого асфальта и его вязкость.

Смесь битума и минерального порошка среди специалистов носит название асфальтовяжущее вещество. В ней пропорции каждого компонента составляют: битум – 11%, минеральный порошок – 25%. Это стандартная рецептура.

Минеральный порошок производят из различных природных каменных материалов, а также из доменных шлаков, методом размалывания. Чаще всего его готовят из известкового камня или доломита.

Получаемая при смешивании смесь должна соответствовать определенным характеристикам. Особое значение придается такому показателю как гидрофильность (проще – набухание композита). Оптимальное значение коэффициента набухания – 1,25 мм. При этом само набухание раствора не должно превышать 2,5%.

68d9dcc8ea01a80094e6fd1fca0e5d95.jpg

Сегодня не все производители литого асфальтобетона используют минеральный порошок из выше обозначенных материалов. Многие предпочитают использовать местное сырье, тем самым снижая себестоимость готовой композитной смеси. Это ГОСТом на литой асфальт не запрещено. Но составляя рецептуру, необходимо учитывать характеристики добавляемых порошков, которые можно изготавливать из золы, отходов сахарного производства и прочих отходов. Поэтому рецепт литого асфальтобетона в каждом конкретном случае будет разным.

Разновидности литого асфальта

По максимальному размеру зерен литой асфальт делится на типы:

  1. Зерна имеют размеры до 15 миллиметров, а их содержание по массе – 45-55%. Асфальт такого состава применяется для постройки новых дорог и для ремонтных работ.
  2. Камни имеют размеры до 20 мм, а их процентное содержание достигает 20-25%. Этот тип обладает весьма широкой применяемостью.
  3. Диаметр камней достигает 40 миллиметров, их количество доходит до 45-5%. Область применения – новое дорожное строительство.
  4. Камни минимальной фракции – не больше 5 мм. Такой асфальт используют для велодорожек и тротуаров.
  5. Зерна достигают 20 мм, процентное содержание их – 35-50%. Объем битума при этом максимально велик – до 22-28%.

Отличается и технология изготовления. При приготовлении литого асфальта температура состава выше, смесь при доставке на место применения беспрерывно перемешивают и подогревают. Для укладки материала используются специальные машины. Уплотнение не требуется, литой асфальт, остывая, сам набирает необходимую прочность.

Литая смесь стоит дороже обычной, но ее стоимость окупается долгим временем службы.

Технические характеристики

639f18292d8592e8c10b6e60e2e1d9c4.jpgПредъявляемые к наружному дорожному покрытию требования очень высоки, поскольку верхний слой должен быть не только прочным и износоустойчивым, но и предохранять внутренние слои от атмосферных осадков. Основными качествами литого асфальта являются пониженная пористость и повышенная плотность. Рассмотрим основные характеристики разных типов литого асфальта:

  • Первый тип имеет пористость каменных составляющих до 20% объема, а для прочих типов – до 22%.
  • Объемное водонасыщение для асфальта типа 1 и 2 равняется 1%, для прочих типов – 5, 7 и 0,5%. Асфальт воду не впитывает и способен предохранять нижележащие уровни. Это свойство обуславливает также повышенную морозоустойчивость поверхностей, выполненных из литого асфальта.
  • Устойчивость к пониженным температурам определяет также использование кубообразного щебня.
  • Параметр остаточной пористости данного асфальта — 2%.
  • Показатель прочности при сжатии не меньше 1 для типов 1,2,3 и 5 и не меньше 0,7 для четвертого типа.
  • Плотность литого асфальта или его удельный вес определяет в основном доля содержащихся в нем камней. Если щебень имеет различную массу, будет изменяться также объемный вес всего материала, причем диапазон этих колебаний составляет от 1,5 до 2,2 тонны на один кубометр.
  • Каждый регион имеет собственные нормативы на приготовление обычного и литого асфальта, поэтому точное определение всех параметров способен указать только завод-изготовитель.
  • Долговечность также относится к важным показателям. Деформируется литой асфальт меньше: при 40-градусной температуре он вдавливается на 1-6 мм (для пятого типа на 1-10 мм).
  • Поскольку литой асфальт укладывается при повышенной температуре, его адгезия к нижним слоям оказывается также высокой. С материалами рулонной гидроизоляции асфальт буквально «спекается», что приводит к повышению водостойкости конструкции.
  • Эффект коррозии в литом асфальте отсутствует, и это покрытие обладает устойчивостью к солям.

Области применения литого асфальта

Объекты, которые сооружаются с использованием литого асфальта, это мосты и дороги, туннели и многое другое. Поскольку показатели типов во многом различаются, необходимо выбирать материал, оптимально пригодный для реальных условий. Из литого асфальта первых двух типов изготавливают различные слои дороги, если по ней проходят больше 3 тысяч автомашин за день. Это могут быть скоростные участки дорог, шоссе, аэродромы и другое.

Можно использовать материал 1 и 2 типов и для не таких нагруженных автодорог, хотя это является экономически невыгодным.

Первый тип асфальта не применяют при создании дорожек для пешеходов и велосипедов. Типы 2,3 и 4 используют для базовых и покрывных слоев. Типы 1,2 и 5 применяют при разных видах ремонта, заделки выбоин, создании выравнивающих слоев в ходе постройки туннелей и мостов.

Особенности литого асфальта

В «лице» литого асфальта строительство автомобильных дорог приобрело действительно долговечный, эффективный и удобный в укладке материал. Повышенное содержание битума (до 10 процентов против примерно 5 процентов в среднестатистическом дорожном покрытии) делает его упругим и гибким, более монолитным и полностью гидрофобным. А значит, даже не слишком подготовленное основание под дорожное покрытие не повлияет на качество автополотна.

Вообще, самая серьезная проблема, с которой сталкивается дорожное строительство и благоустройство территорий, не ненадежность основания, а значительное количество циклов замерзания и оттаивания в течение года. В России этот показатель составляет порядка 200-300 циклов: микротрещины в дорожном покрытии в результате расширяются в полноценные тещины, те превращаются в разломы – и о качественной дороге можно забыть. Прибавим к этому сезонные колебания грунта, передающиеся через дорожные одежды асфальту – и мы получаем срок службы автодороги не более 3-4 лет. Литой асфальт нечувствителен ни к циклам замерзания-оттаивания, ни к сезонным движениям грунта основания – ведь он гибок и монолитен.

Монолитность дорожного материала – давняя мечта всех, чья работа – ремонт дорог и благоустройство территорий. И она свойственна литому асфальту едва ли не в большей степени, чем бетонным цементным смесям, которые идут на устройство монолитных фундаментов. Вот только бетон – не стоек к ударным воздействиям, а литой асфальт – ещё как.

Казалось бы, при высоких показателях упругости и пластичности, этот вид материала должен быть достаточно непрочным. Однако включение в состав массы из минерального порошка и битума мелкофракционного гравия и щебня (размер фракции составляет максимум 20 мм, а чаще ещё меньше) гарантирует надежную защиту пластичной до поры до времени массы от ударов. Более того, по дорожному покрытию такого типа преспокойно может двигаться не только колесная, но и гусеничная малогабаритная дорожная техника, что положительно сказывается на скорости строительства дороги.

Особенности состава литого асфальта

В литом асфальте сохранены составляющие традиционные ингредиенты среднестатистического асфальта, однако их соотношение принципиально иное, чем в классическом варианте. В литом асфальте уменьшена доля песка и щебня, повышено содержание битума. В литом асфальте может содержаться до 13% битумной составляющей, а температура приготовления и последующей укладки асфальта должна быть в пределах 200-250 градусов Ц.

Литой асфальт относится к разновидностям горячих асфальтобетонных составов. Название литого эта модификация получила благодаря тому, что в разогретом состоянии асфальт литой для покрытий тротуаров и дорог приобретает вязко-текучую подвижную консистенцию, делающую ее пригодной для заливки подготовленных поверхностей. Смесь растекается ровным слоем, совершенно не нуждаясь в уплотнении, как этого требуется при использовании традиционных асфальтобетонных составов.

Наилучшие показатели по эластичности, износостойкости, фрикционным свойствам, водостойкости и усталостной долговечности демонстрируют литые полимерасфальтобетоны, получаемые при использовании модифицированных полимерно-битумных вяжущих. ГОСТ Р 54401 рекомендует применение литых полимерасфальтобетонов на всех типах мостовых сооружений и на дорогах, подвергающихся повышенным воздействиям нагрузок от транспорта.

Особенности литого асфальтобетона

Его используют для строительства трасс, мостового дорожного покрытия, велосипедных и тротуарных дорожек. Для каждого вида дороги соответствует своя величина фракций щебня (от 5 до 20 мм). Также из-за свойств смеси ее часто используют для устилания полов в жилых и прочих помещениях, а также для гидроизоляции.

Читайте Холодный асфальт: производство и укладка

Преимущества такого асфальтного покрытия нельзя не отметить. В отличие от обычного асфальтобетона литой обладает водонепроницаемостью. В силу того, что асфальтобетонная смесь не пористая, вода не попадает внутрь асфальтобетона и не разрушает его изнутри. Также он безвреден и более экологичен. Такой асфальт не чувствителен к высоким температурам.

К несомненным положительным качествам материала можно отнести его долговечность. Так, при правильном использовании и приготовлении асфальтобетонной смеси без нарушения технологии дорога прослужит 20, а то и 30 лет. Он не чувствителен к соли и химикатам. Литую асфальтобетонную смесь часто используют для мостового покрытия, так как она способна гасить колебания.

Удобство укладки играет большую роль в выборе асфальтового покрытия. Литой асфальт укладывают при уличной температуре до -10о, и это обусловлено лишь комфортом самих дорожников, а не свойством смеси.

131e1285f884dc9529e40c8e0df90136.jpgИсточник фото: house53.ruЛитой асфальт укладывают при уличной температуре до -10 градусов по Цельсию

Укладка выполняется при температуре асфальтобетона в 190-250о. Такая высокая температура способствует текучести асфальта. Консистенция его напоминает мастику, поэтому асфальт сам равномерно распределяется по поверхности, не требуя работы катка для уплотнения. Для улучшения характеристик покрытия некоторые компании добавляют в смесь модифицированный полимерными добавками минеральный порошок. Это помогает увеличить или уменьшить вяжущие свойства битумов.

Читайте

Покрытие характеризуется хорошей сцепкой, то есть колесо не скользит по поверхности даже во время дождя. В России коэффициент сцепления повышают с помощью погружения щебня (5-10 мм) в еще горячую, не застывшую асфальтную смесь. Эта технология укладки защищает дорогу от повреждений шипованными колесами грузовиков.

Этот материал одходит для укладки на неровных поверхностях или поверхностях со сложной геометрической формой. Также смесь легко окрашивается в необходимые цвета, гамма которых очень широкая.

c4c71fd7b687a31dc46378e36b200db8.jpgИсточник фото: neruds.ruЛитой асфальтобетон легко поддается ремонту и восстановлению

Технология укладки литого асфальта

Мы уже говорили, что при более высокой цене литого асфальта технология его укладки несколько упрощена, что дает возможность сэкономить.

Асфальтирование дорог и площадок производится без участия катка – участок просто заливается асфальтом (температура его колеблется от 190 до 250 градусов), который быстро растекается по площадке.

При проведении строительных работ в минусовые температуры потребуется ручное или механическое выравнивание. Однако при температуре воздуха до минус 5-10 градусов и небольшой площади заливаемой поверхности не требуется и этого – он ровным слоем распределяется по поверхности.

Единственной проблемой остается доставка этого материала к месту работ. Для неё используются специальные резервуары на шасси грузовиков – так называемые кохеры. Конструкция кохера аналогична конструкции бетономешалки на автошасси – исходное состояние его массы поддерживается путем постоянного перемешивания.

Область использования литого асфальта

Этот материал полностью перекрывает область применения обычного асфальта, с небольшим и средним содержанием битума. Фактически, любая дорога может быть обустроена покрытием из литого асфальта – ограничением может служить лишь более высокая стоимость материала по сравнению с «коллегами».

Как следствие, такой тип покрытия используется главным образом там, где к дорожному полотну предъявляются особо высокие требования. Сама монолитная структура его способствует не только увеличению срока эксплуатации, но и гашению вибраций при прохождении по дороге многотонного транспорта.

Таким образом, технические и эксплуатационные характеристики литого асфальта востребованы при:

  • Устройстве покрытия на стоянках, паркингах, площадях;
  • Асфальтировании мостов и эстакад;
  • Укладке дорожного покрытия на сложных грунтах, чья сложная геометрия и невозможность подготовки ровного основания не дают возможности укладывать стандартные марки материала;
  • Проведении таких работ как ремонт дорог (его просто заливается в ямы и трещины, где в течение 12 часов благополучно застывает).

Оставьте ответ

Введите свой комментарий
Введите имя